Русская наука начало 19 века. Тема: Русская наука в ХIХ веке. Сколько стоит написать твою работу

Захарченко М.В.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

На испанском языке важность вышеупомянутого Кастильского словаря с голосами науки и искусства Эстебан де Террерос и Пандо в связи с неакадемическим течением современной лексикографии на испанском языке неоднократно подчеркивалась. В то же время перевод специализированных работ становится общепринятой практикой, которая способствует обогащению научной и технической терминологии. Поэтому необходимо разработать научно-технические словари, которые облегчают производство и перевод специализированных работ в разных областях знаний.

В случае с мадридской корпорацией публикуются десять изданий академического словаря из двадцати двух существующих. В то же время разрабатывается лексикографическая практика, заключающаяся в том, что в качестве отправной точки следует использовать действующий академический словарь и оттуда проводить ревизию и совершенствование, хотя и не всегда достигнутое, официального издания. Это, без сомнения, во время включения голосов по специальностям, в которых авторы неакадемии больше уходят с официальной позиции, потому что они приняли менее строгие и более описательные критерии и даже более коммерческие.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Что касается включения специализированного лексикона, то Академия приняла решение не включать в свой первый словарь - слова властей, голоса науки и техники, поскольку его целью было создание специализированного словаря. Его более нормалистская позиция отражена в следующих словах, включенных в Пролог девятого издания.

Однако вскоре Академия отказалась от проекта разработки специализированного словаря и, как подтвердил Азорин, количество и разнообразие тематических записей увеличилось в последующих выпусках его словаря. Что касается неакадемической лексикографии, то по меньшей мере научно-технические голоса были включены - чтобы отойти от академических словарей - пока они не достигли кульминации в энциклопедических словарях. То, что неакадемические авторы критиковали Корпорации, заключается в том, что отношение, защищенное от прологов последовательных изданий, не соответствовало этой практике, поскольку академические лексические репертуар собрал несколько технических голосов.

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Вероятно, Висенте Сальва - один из лучших экспонентов неакадемического лексикографического движения. Валенсийский автор добавил и завершил девятое издание академического словаря, но до такой степени, что, хотя это не новый словарь, мы можем сказать, что его новый словарь испанского языка является расширенной и улучшенной версией академического репертуара. Гибридный жанр появляется на полпути между словарем и энциклопедией, следуя модели французской лексикографии.

Но необходимость разработки репертуара специализированных терминов, которые собирают голоса наук и техники, не будет рассматриваться до создания Королевской академии наук, которая осознает этот недостаток. Эти лексические произведения полезны как инструменты для общения между специалистами или учениками специалистов, но и для других специалистов, которым нужны специальные языки для развития своей профессии в качестве переводчиков, переводчиков, технических писателей, журналистов и т.д.

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Альвар Эзекра: «Словари испанского языка в его истории». Международный журнал лексикографии, 8, 3, стр. 173. Альвар Эзкэрра, Исследования в истории испанской лексикографии, Малага, Малагинский университет, с. 151. Тусон: испанская литература, Бахиллерато 3, Мадрид, Анайя.

Л.: История испанской литературы. Развитие науки и техники, повышение качества жизни людей и распространение новых художественных форм в области литературы, музыки или архитектуры - вот некоторые из проявлений огромных возможностей которая открылась годами перед мировым пожаром.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

Старый Континент наслаждался длительным периодом мира, хотя это начало расшатываться с вспышкой балканских войн. Использование новых источников энергии и сырья, поступающего из колоний, позволило улучшить транспорт, особенно морские и железные дороги, и увеличить международную торговлю, придавая все большую роль новому бизнес-классу и банковскому классу, Тогда это возникло.

Обстоятельства повседневной жизни значительно улучшились для обеспеченных европейских средних классов. Праздники продлились с новым веком к европейской мелкой буржуазии. Становилось частым, что по воскресеньям воскресный отдых был недавним завоеванием в борьбе за трудовые права - они были использованы семьями для полевого дня и отдыха. А также, что они могли позволить себе недельный отпуск - на пляже, как правило - во время которого они забыли сутолоку и суету современной жизни.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Возможности перемещения европейского населения - будь то по железной дороге, судну, велосипеду, мотоциклу или автомобилю - как никогда ранее увеличивались. Техника ворвалась во все сферы человеческого опыта. Скорость была двигателем жизни и, как таковая, применялась к отраслям, связанным с транспортом. Железные дороги были явно впереди. Аэронавтика продвигалась, также, с поразительной скоростью. Морская промышленность не переживала самый популярный момент. Тейлор разработал конвейер.

Он был первым утилитаристом в истории. Информация двигалась с большой скоростью. Только последний час был интересен для жителей великих европейских и североамериканских городов. Европейцы жили в комфорте и беспрецедентных развлекательных возможностях. Кино уже имело выдающееся присутствие в больших городах, хотя его окончательный бум наступил после Великой войны со звуком. Перед театром, который позволял, только, пользоваться функцией в определенной области города, в определенное время, кино предлагало возможность воспроизводить фильмы столько раз, сколько хотелось, без присутствия актеров и актрис.

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Параллельно появились первые звезды целлулоида, Макс Линдер или красивая и чувственная Сара Бернхардт, а после войны Чарльз Чаплин, Валентино, Грета Гарбо, Бастер Китон или братья Маркс. Но индустрия развлечений не ограничивалась кино. Наряду с новыми индустриями развлечений спорт стал массовым явлением.

Итак, начались первые стадионы, в которых размещались основные футбольные клубы. Великие европейские города были освещены светом, красотой, великолепием. На широких улицах и бульварах были открыты роскошные и элегантные магазины. Правда, красота, наука -позитивизм, вера в прогресс и разум, казалось, утратили свою силу перед лицом неудержимого разрушения этих новых теорий, вызвавших новые эстетические вкусы, которые, казалось, искали новые ответы на классические проблемы человечество.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Наука и фундаментальные и прикладные исследования посетили момент великолепия, который имел эпицентр в Германии. Природа времени и пространства никогда не будет понята одинаково. Когда начался век, наука искала объяснения движения света и электрических волн в пространстве. Альберт Эйнштейн считал нелогичным. И он сформулировал теорию, согласно которой время не было абсолютной величиной, а относительной функцией движения наблюдателя. Хотя, по логике, квантовая физика показала, что, хотя невозможно, чтобы какой-либо объект с массой достиг скорости света, чем ближе он приближается к этой скорости, тем меньше времени по сравнению с наблюдателем, который движется с меньшей скоростью.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Поэтому теории Эйнштейна нарушались понятиями пространства и времени, которые пришли сзади. У него была бесконечность последствий, среди самых серьезных, что с тех пор чувствам нельзя доверять. Наука открыла вены знания, которые ранее были невообразимыми, но, как это ни парадоксально, она порвала с доверием к восприятию - и, в конечном счете, к разуму - который охарактеризовал мир мысли за последние четыреста лет. Философский подход заключался в том, что человеческий опыт был социальной конструкцией и, в значительной степени, индивидуальной иллюзией, воспринимаемой каждым человеком по-разному.

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Таким образом, научный и культурный мир проявил почти одновременно одновременный характер решающих работ для современного человека. Наряду с Эйнштейном еврейский психиатр Зигмунд Фрейд провел аналогичную революцию в области психологии и человеческого знания. Он уже был знаменитым персонажем и окружен.

Человек был исчерпан, скучал с реальностью, а социальные соглашения привели его к ситуации клинически - и лично - неустойчивой. Вот почему нервные болезни были, без сомнения, болезненными моментами, недомогание, которое пришло с модернизмом. Нервное истощение, неврастения, начали влиять на людей, перегруженных перегрузкой работы. Что, чуть позже, мы будем знать как стресс, а затем стали отражением образа жизни, связанного с большим городом, полным энергии и скорости, что поддерживались не все нервные структуры.

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В любом случае Фрейд навсегда изменил моральную чувствительность человека. В медицине, после обнаружения Рентгеном рентгеновских лучей, диагностический метод был революционизирован: можно было увидеть возможные поражения без необходимости делать разрезы в организме. Кроме того, ввел гало тайны и раскрыл легкость бытия и человеческого существования, как и было. Самые авангардные процедуры проводились рука об руку с применением радиотерапии в качестве терапии для лечения рака, в которой работы Мари Кюри были фундаментальными.

Также на заре века ботаники Де Фриз, Корренс и Цшерм доказали, что гены являются ключом к наследованию. Через нигилистические варианты или через рационалистическую философию человек стоял перед зеркалом и наблюдал за собой. С другой стороны, Уильям Джеймс утверждал, что только то, что было выгодно для человека, было правдой; кроме этого видения, был только хаос.

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

Или мораль, как социальное недоразумение. Получив все это, Людвиг Витгенштейн спросил, что язык имеет смысл, и Зигмунд Фрейд считал, что индивидуум и его навязываемая мораль были просто упражнениями нарциссизма. Восприятие индивидуального романтического я умерло. Только рационалистическая философия Бергсона, которая в творческом веке говорила о жизни как о новой возможности в каждый новый момент личности - Гуссерль или Ортега и Гассет искали решение для индивидуума.

Область литературы и гуманитарных наук не отставала. Райнер Мария Рильке заметила дезориентацию человека, отмеченного растущей урбанизацией и расширяющейся экономикой. Марсель Пруст также опубликовал затем «По дороге Суонна», первый из семи томов, которые вскоре составят в поисках потерянного времени. Наряду с размышлениями о литературе или человеческой психологии, его великая работа могла бы вызвать много аристократического мира, который затем исчез бы до появления масс.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"

2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)

3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Русская культура, наука и образование в первой половине 19 века

Захарченко М.В.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

На испанском языке важность вышеупомянутого Кастильского словаря с голосами науки и искусства Эстебан де Террерос и Пандо в связи с неакадемическим течением современной лексикографии на испанском языке неоднократно подчеркивалась. В то же время перевод специализированных работ становится общепринятой практикой, которая способствует обогащению научной и технической терминологии. Поэтому необходимо разработать научно-технические словари, которые облегчают производство и перевод специализированных работ в разных областях знаний.

В случае с мадридской корпорацией публикуются десять изданий академического словаря из двадцати двух существующих. В то же время разрабатывается лексикографическая практика, заключающаяся в том, что в качестве отправной точки следует использовать действующий академический словарь и оттуда проводить ревизию и совершенствование, хотя и не всегда достигнутое, официального издания. Это, без сомнения, во время включения голосов по специальностям, в которых авторы неакадемии больше уходят с официальной позиции, потому что они приняли менее строгие и более описательные критерии и даже более коммерческие.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Что касается включения специализированного лексикона, то Академия приняла решение не включать в свой первый словарь - слова властей, голоса науки и техники, поскольку его целью было создание специализированного словаря. Его более нормалистская позиция отражена в следующих словах, включенных в Пролог девятого издания.

Однако вскоре Академия отказалась от проекта разработки специализированного словаря и, как подтвердил Азорин, количество и разнообразие тематических записей увеличилось в последующих выпусках его словаря. Что касается неакадемической лексикографии, то по меньшей мере научно-технические голоса были включены - чтобы отойти от академических словарей - пока они не достигли кульминации в энциклопедических словарях. То, что неакадемические авторы критиковали Корпорации, заключается в том, что отношение, защищенное от прологов последовательных изданий, не соответствовало этой практике, поскольку академические лексические репертуар собрал несколько технических голосов.

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Вероятно, Висенте Сальва - один из лучших экспонентов неакадемического лексикографического движения. Валенсийский автор добавил и завершил девятое издание академического словаря, но до такой степени, что, хотя это не новый словарь, мы можем сказать, что его новый словарь испанского языка является расширенной и улучшенной версией академического репертуара. Гибридный жанр появляется на полпути между словарем и энциклопедией, следуя модели французской лексикографии.

Но необходимость разработки репертуара специализированных терминов, которые собирают голоса наук и техники, не будет рассматриваться до создания Королевской академии наук, которая осознает этот недостаток. Эти лексические произведения полезны как инструменты для общения между специалистами или учениками специалистов, но и для других специалистов, которым нужны специальные языки для развития своей профессии в качестве переводчиков, переводчиков, технических писателей, журналистов и т.д.

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Альвар Эзекра: «Словари испанского языка в его истории». Международный журнал лексикографии, 8, 3, стр. 173. Альвар Эзкэрра, Исследования в истории испанской лексикографии, Малага, Малагинский университет, с. 151. Тусон: испанская литература, Бахиллерато 3, Мадрид, Анайя.

Л.: История испанской литературы. Развитие науки и техники, повышение качества жизни людей и распространение новых художественных форм в области литературы, музыки или архитектуры - вот некоторые из проявлений огромных возможностей которая открылась годами перед мировым пожаром.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

Старый Континент наслаждался длительным периодом мира, хотя это начало расшатываться с вспышкой балканских войн. Использование новых источников энергии и сырья, поступающего из колоний, позволило улучшить транспорт, особенно морские и железные дороги, и увеличить международную торговлю, придавая все большую роль новому бизнес-классу и банковскому классу, Тогда это возникло.

Обстоятельства повседневной жизни значительно улучшились для обеспеченных европейских средних классов. Праздники продлились с новым веком к европейской мелкой буржуазии. Становилось частым, что по воскресеньям воскресный отдых был недавним завоеванием в борьбе за трудовые права - они были использованы семьями для полевого дня и отдыха. А также, что они могли позволить себе недельный отпуск - на пляже, как правило - во время которого они забыли сутолоку и суету современной жизни.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Возможности перемещения европейского населения - будь то по железной дороге, судну, велосипеду, мотоциклу или автомобилю - как никогда ранее увеличивались. Техника ворвалась во все сферы человеческого опыта. Скорость была двигателем жизни и, как таковая, применялась к отраслям, связанным с транспортом. Железные дороги были явно впереди. Аэронавтика продвигалась, также, с поразительной скоростью. Морская промышленность не переживала самый популярный момент. Тейлор разработал конвейер.

Он был первым утилитаристом в истории. Информация двигалась с большой скоростью. Только последний час был интересен для жителей великих европейских и североамериканских городов. Европейцы жили в комфорте и беспрецедентных развлекательных возможностях. Кино уже имело выдающееся присутствие в больших городах, хотя его окончательный бум наступил после Великой войны со звуком. Перед театром, который позволял, только, пользоваться функцией в определенной области города, в определенное время, кино предлагало возможность воспроизводить фильмы столько раз, сколько хотелось, без присутствия актеров и актрис.

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Параллельно появились первые звезды целлулоида, Макс Линдер или красивая и чувственная Сара Бернхардт, а после войны Чарльз Чаплин, Валентино, Грета Гарбо, Бастер Китон или братья Маркс. Но индустрия развлечений не ограничивалась кино. Наряду с новыми индустриями развлечений спорт стал массовым явлением.

Итак, начались первые стадионы, в которых размещались основные футбольные клубы. Великие европейские города были освещены светом, красотой, великолепием. На широких улицах и бульварах были открыты роскошные и элегантные магазины. Правда, красота, наука -позитивизм, вера в прогресс и разум, казалось, утратили свою силу перед лицом неудержимого разрушения этих новых теорий, вызвавших новые эстетические вкусы, которые, казалось, искали новые ответы на классические проблемы человечество.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Наука и фундаментальные и прикладные исследования посетили момент великолепия, который имел эпицентр в Германии. Природа времени и пространства никогда не будет понята одинаково. Когда начался век, наука искала объяснения движения света и электрических волн в пространстве. Альберт Эйнштейн считал нелогичным. И он сформулировал теорию, согласно которой время не было абсолютной величиной, а относительной функцией движения наблюдателя. Хотя, по логике, квантовая физика показала, что, хотя невозможно, чтобы какой-либо объект с массой достиг скорости света, чем ближе он приближается к этой скорости, тем меньше времени по сравнению с наблюдателем, который движется с меньшей скоростью.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Поэтому теории Эйнштейна нарушались понятиями пространства и времени, которые пришли сзади. У него была бесконечность последствий, среди самых серьезных, что с тех пор чувствам нельзя доверять. Наука открыла вены знания, которые ранее были невообразимыми, но, как это ни парадоксально, она порвала с доверием к восприятию - и, в конечном счете, к разуму - который охарактеризовал мир мысли за последние четыреста лет. Философский подход заключался в том, что человеческий опыт был социальной конструкцией и, в значительной степени, индивидуальной иллюзией, воспринимаемой каждым человеком по-разному.

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Таким образом, научный и культурный мир проявил почти одновременно одновременный характер решающих работ для современного человека. Наряду с Эйнштейном еврейский психиатр Зигмунд Фрейд провел аналогичную революцию в области психологии и человеческого знания. Он уже был знаменитым персонажем и окружен.

Человек был исчерпан, скучал с реальностью, а социальные соглашения привели его к ситуации клинически - и лично - неустойчивой. Вот почему нервные болезни были, без сомнения, болезненными моментами, недомогание, которое пришло с модернизмом. Нервное истощение, неврастения, начали влиять на людей, перегруженных перегрузкой работы. Что, чуть позже, мы будем знать как стресс, а затем стали отражением образа жизни, связанного с большим городом, полным энергии и скорости, что поддерживались не все нервные структуры.

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В любом случае Фрейд навсегда изменил моральную чувствительность человека. В медицине, после обнаружения Рентгеном рентгеновских лучей, диагностический метод был революционизирован: можно было увидеть возможные поражения без необходимости делать разрезы в организме. Кроме того, ввел гало тайны и раскрыл легкость бытия и человеческого существования, как и было. Самые авангардные процедуры проводились рука об руку с применением радиотерапии в качестве терапии для лечения рака, в которой работы Мари Кюри были фундаментальными.

Также на заре века ботаники Де Фриз, Корренс и Цшерм доказали, что гены являются ключом к наследованию. Через нигилистические варианты или через рационалистическую философию человек стоял перед зеркалом и наблюдал за собой. С другой стороны, Уильям Джеймс утверждал, что только то, что было выгодно для человека, было правдой; кроме этого видения, был только хаос.

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

Или мораль, как социальное недоразумение. Получив все это, Людвиг Витгенштейн спросил, что язык имеет смысл, и Зигмунд Фрейд считал, что индивидуум и его навязываемая мораль были просто упражнениями нарциссизма. Восприятие индивидуального романтического я умерло. Только рационалистическая философия Бергсона, которая в творческом веке говорила о жизни как о новой возможности в каждый новый момент личности - Гуссерль или Ортега и Гассет искали решение для индивидуума.

Область литературы и гуманитарных наук не отставала. Райнер Мария Рильке заметила дезориентацию человека, отмеченного растущей урбанизацией и расширяющейся экономикой. Марсель Пруст также опубликовал затем «По дороге Суонна», первый из семи томов, которые вскоре составят в поисках потерянного времени. Наряду с размышлениями о литературе или человеческой психологии, его великая работа могла бы вызвать много аристократического мира, который затем исчез бы до появления масс.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"

2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)

3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989

Похожие рефераты:

Направления развития науки России XIX в. Этапы и отличия народного образования: приходские, уездные училища, гимназии, университеты. Открытия в области техники, физики, химии. Изобразительное искусство и архитектура, музыкальная культура, русский театр.

Жан Пауль (традиционно ошибочно – Жан Поль) (Jean Paul; наст. имя – Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Johann Paul Friedrich Richter) (1763–1825), немецкий романист и сатирик.

«Телескоп» (1831-1836) - двухнедельный «журнал современного просвещения», изд. в Москве Н. И. Надеждиным (с 1834 при ближайшем участии В. Г. Белинского) с приложением «Молвы», еженедельной газеты «мод и новостей».

Москва и Санкт-Петербург - это крупнейшие центры образования и научной мысли. Первое научное учреждение, сходное по своим задачам с западноевропейскими учреждениями подобного рода стала Академия наук. Она была основана 29 января 1724 г..

«Сын отечества» - журнал общественно-политический и литературный, изд. в Петербурге. Возник в 1812 «ради помещения реляций и частных известий из армии для опровержения вредных толков насчет хода происшествий».

2024 wisemotors.ru. Как это работает. Железо. Майнинг. Криптовалюта.