19 в развитие науки. Образование и наука в первой половине XIX в

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

XIX в. - время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение) . Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика “просвещенного абсолютизма”, которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Университеты, гимназии, школы. Согласно указу, принятому в

1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер. 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны. XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба. Инженерная академия и Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу

1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске) . Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске) . Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты “Великой армии”пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине

XIX в. продолжалось развитие системы

женского образования, основы которой были заложены при Екатерине

II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать “добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек”.

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около

5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

Наука в России. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский

(1792-) построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Николай Николаевич Зинин (1812-). Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности. До открытия Зинина это красящее вещество добывали из индиго, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров

(1761-) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801-) вел исследования в области электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов

(1799-) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях. 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных ученых о замечательном устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793-). Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова

(1810-) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Нелегко было ему наблюдать страдания раненых - он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. в Академии наук он выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе порой не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

Первая половина

XIX в. - время дальнейшего становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических общедоступных трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766-) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он отнесся к поручению со всей ответственностью и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. Первые 8 томов его “Истории Государства Российского”вышли в 1816- гг., последний, 12-й том - в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества - это история борьбы разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий для него был основным приемом объяснения исторических событий. “История Государства Российского”Н. М. Карамзина имела огромный успех у публики и неоднократно переиздавалась.

Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.

1803- гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Он командовал кораблем “Надежда”. Другим кораблем, “Нева”, командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (название “Антарктида”тогда не было в ходу)

. Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х гг. XVIII в. пересек Южный полярный круг, наткнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет не предпринималось южнополярных экспедиций. 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-). Он командовал шлюпом “Восток”. Командиром “Мирного” был Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг, а в январе

1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему почти вплотную (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена), путешественники сделали вывод, что перед ними “льдинный материк”. Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное"плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, мало приспособленных к полярным условиям. 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головниным (1776-) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина Федор Петрович Литке (1797-) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского

(1814-). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта “Байкал”. На нем он в 1848- гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

1. Приходские школы для детей крестьян; первой половине XIX века дальнейшее развитие получили образование и просвещение. Основой развития системы образования стала реформа 1803 г. Учреждались следующие типы учебных заведений:

2. Уездные училища для горожан;

3. Губернские гимназии для дворянских детей;

4. Университеты.

Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов.

Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения. Кроме Московского университета были открыты университеты в Казани, С.-Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи - Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе. Это были в основном дворянские учебные заведения. В университеты же с каждым десятилетием все больше поступали разночинцы. Таким образом, в начале XIX века количество университетов в России увеличилось. Однако в них обучалось всего лишь 4 тысячи студентов.

Российские университеты стали заявлять о своих научных изысканиях.

В XIX веке Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий выглядит весьма внушительно.

- Математика.

В области математики: Н.И. Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии , совершив переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида . Геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию (1893 г.) со дня его рождения пришло широкое признание его трудов, была учреждена международная премия его имени.

Почти 19 лет Лобачевский возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.

А.А. Марков, М.В. Остроградский - занимались теорией вероятности .

- Астрономия.

Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве . Работы по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве.

Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний.

Первым профессором астрономии Казанского университета был И.И. Литтров , который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М. Симонов , участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма . В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.

- Развитие физики.

В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внес В.В. Петров . Он создал ряд физических приборов и открыл электрическую дугу , нашедшую широкое практическое применение; Э.Х. Ленц сформулировал правило, определяющее направление индукционного тока ; Б.С. Якоби сконструировал несколько электродвигателей. В 1840-1850-х гг. Б.С. Якоби занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.

Инженер П.Д. Шиллинг раньше американского изобретателя С. Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург - Царское село; инженеры - механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге; инженер-металлург П.П. Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали.

- Прогресс в химии.

Менделеев установил Периодический закон химических элементов.

В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П. Зинин и К.К. Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и др. Его открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений.

Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки - в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов , открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.

- Медицина.

Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов , основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Н.В. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

- История.

Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории. Н.М. Карамзин создал 12-томную Историю государства Российского; С.М. Соловьев написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах; В.О. Ключевский написал «Курс русской истории».

- Языкознание.

Значительных достижений добилось языкознание. В.И. Даль в течение 50 лет трудился над составлением «толкового словаря живого великорусского языка».

- Философия.

XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. В ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений. Крупные фигуры: П.Я. Чаадаев , И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Владимир Соловьев .

- География.

Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.

Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гг.) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка. Ф.Ф. Белинсгаузен и М.П. Лазарев возглавили кругосветную экспедицию (1819-1821 гг.), открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. В 1845 г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их. Научные исследования редко субсидировались российскими предпринимателями, как в Европе.

Материальным и моральным вознаграждением труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией наук Демидовской премии (с 1831 г.) за опубликованные труды по науке, технике, искусству.

В первой половине XIX века продолжается развитие просвещения. До начала XIX века личные библиотеки в России были достоянием титулованной аристократии. Постепенно чтение стало не просто модой, а насущной потребностью.

В первой половине XIX века центрами культурной жизни образованного общества стали салоны. Некоторые дворянские дома стали превращаться в литературные салоны, привлекавшие видных писателей, журналистов, ученых, художников. В Петербурге широкую известность имели салоны А.П. Хвостовой и А.О. Смирновой , в Москве - А.П. Елагиной , в Казани - А. Фукс .

Средством распространения просвещения среди населения стали публичные лекции университетских преподавателей. Они были разнообразны по тематике. Инициатива в организации публичных лекций принадлежала Московскому университету. В 40-е годы XIX века широкое общественное звучание приобрели лекции Т.Н. Грановского по всеобщей истории.

В целом развитие образования, просвещения и науки в первой половине XIX века достигло впечатляющих результатов.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Начало XIX в.- время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика "просвещенного абсолютизма", которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Университеты, гимназии, школы. Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты "Великой армии" пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II . Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать "добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек".

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

Наука в России. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Николай Николаевич Зинин (1812-1880). Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности. До открытия Зинина это красящее вещество добывали из индиго, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761 -1834) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801 -1874) вел исследования в области электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799-1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных ученых о замечательном устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793-1864). Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе Нелегко было ему наблюдать страдания раненых - он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. в Академии наук он выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе порой не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

Первая половина XIX в.- время дальнейшего становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических общедоступных трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766-1826) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он отнесся к поручению со всей ответственностью и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. Первые 8 томов его "Истории Государства Российского" вышли в 1816-1817 гг., последний, 12-й том - в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества - это история борьбы разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий для него был основным приемом объяснения исторических событий. "История Государства Российского" Н. М. Карамзина имела огромный успех у публики и неоднократно переиздавалась.

Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.

В 1803-1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770- 1846). Он командовал кораблем "Надежда". Другим кораблем, "Нева", командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773- 1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (название "Антарктида" тогда не было в ходу) Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х гг. XVIII в. пересек Южный полярный круг, наткнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет не предпринималось южнополярных экспедиций.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-1852). Он командовал шлюпом "Восток". Командиром "Мирного" был Михаил Петрович Лазарев (1788- 1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему почти вплотную (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена), путешественники сделали вывод, что перед ними "льдинный материк". Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I . В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, мало приспособленных к полярным условиям.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головкиным (1776-1831) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головкина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головкина Федор Петрович Литке (1797-1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1814-1876). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта "Байкал". На нем он в 1848-1849 гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Социальная структура населения.

Развитие сельского хозяйства.

Развитие промышленности России в первой половине XIX в. Становление капиталистических отношений. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология.

Развитие водных и шоссейных путей сообщения. Начало железнодорожного строительства.

Обострение социально-политических противоречий в стране. Дворцовый переворот 1801 г. и восшествие на престол Александра I. "Дней Александровых прекрасное начало".

Крестьянский вопрос. Указ "о вольных хлебопашцах". Меры правительства в области просвещения. Государственная деятельность М.М.Сперанского и его план государственных преобразований. Создание Государственного совета.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мирный договор.

Отечественная война 1812 г. Международные отношения накануне войны. Причины и начало войны. Соотношение сил и военные планы сторон. М.Б.Барклай-де-Толли. П.И.Багратион. М.И.Кутузов. Этапы войны. Итоги и значение войны.

Заграничные походы 1813-1814 гг. Венский конгресс и его решения. Священный союз.

Внутреннее положение страны в 1815-1825 гг. Усиление консервативных настроений в русском обществе. А.А.Аракчеев и аракчеевщина. Военные поселения.

Внешняя политика царизма в первой четверти XIX в.

Первые тайные организации декабристов - "Союз спасения" и "Союз благоденствия". Северное и Южное общество. Основные программные документы декабристов - "Русская правда" П.И.Пестеля и "Конституция" Н.М.Муравьева. Смерть Александра I. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Значение восстания декабристов.

Начало царствования Николая I. Укрепление самодержавной власти. Дальнейшая централизация, бюрократизация государственного строя России. Усиление репрессивных мер. Создание III отделения. Цензурный устав. Эпоха цензурного террора.

Кодификация. М.М.Сперанский. Реформа государственных крестьян. П.Д.Киселев. Указ "об обязанных крестьянах".

Польское восстание 1830-1831 гг.

Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в.

Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Проблема проливов во внешней политике России 30-40-х годов XIX в.

Россия и революции 1830 и 1848 гг. в Европе.

Крымская война. Международные отношения накануне войны. Причины войны. Ход военных действий. Поражение России в войне. Парижский мир 1856 г. Международные и внутренние последствия войны.

Присоединение Кавказа к России.

Складывание государства (имамата) на Северном Кавказе. Мюридизм. Шамиль. Кавказская война. Значение присоединения Кавказа к России.

Общественная мысль и общественное движение в России второй четверти XIX в.

Формирование правительственной идеологии. Теория официальной народности. Кружки конца 20-х - начала 30-х годов XIX в.

Кружок Н.В.Станкевича и немецкая идеалистическая философия. Кружок А.И.Герцена и утопический социализм. "Философическое письмо" П.Я.Чаадаева. Западники. Умеренные. Радикалы. Славянофилы. М.В.Буташевич-Петрашевский и его кружок. Теория "русского социализма" А.И.Герцена.

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в.

Крестьянская реформа. Подготовка реформы. "Положение" 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян. Наделы. Выкуп. Повинности крестьян. Временнообязанное состояние.

Земская, судебная, городская реформы. Финансовые реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военные реформы. Значение буржуазных реформ.

Социально-экономическое развитие России второй половины XIX в. Социальная структура населения.

Развитие промышленности. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология. Основные этапы развития капитализма в промышленности.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Сельская община в пореформенной России. Аграрный кризис 80-90-х годов XIX в.

Общественное движение в России 50-60-х годов XIX в.

Общественное движение в России 70-90-х годов XIX в.

Революционное народническое движение 70-х - начала 80-х годов XIX в.

"Земля и воля" 70-х годов XIX в. "Народная воля" и "Черный передел". Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Крах "Народной воли".

Рабочее движение во второй половине XIX в. Стачечная борьба. Первые рабочие организации. Возникновение рабочего вопроса. Фабричное законодательство.

Либеральное народничество 80-90-х годов XIX в. Распространение идей марксизма в России. Группа "Освобождение труда" (1883-1903). Возникновение российской социал-демократии. Марксистские кружки 80-х годов XIX в.

Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В.И.Ульянов. "Легальный марксизм".

Политическая реакция 80-90-х годов XIX в. Эпоха контрреформ.

Александр III. Манифест о "незыблемости" самодержавия (1881). Политика контрреформ. Итоги и значение контрреформ.

Международное положение России после Крымской войны. Изменение внешнеполитической программы страны. Основные направления и этапы внешней политики России второй половины XIX в.

Россия в системе международных отношений после франко-прусской войны. Союз трех императоров.

Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. Цели политики России в восточном вопросе. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, планы и силы сторон, ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и его решения. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Образование Тройственного союза (1882). Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Заключение русско-французского союза (1891-1894).

  • Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России: конец XVII - XIX в. . - М.: Просвещение, 1996.

первой половинœе XIX века дальнейшее развитие получили образование и просвещение. Основой развития системы образования стала реформа 1803 ᴦ. Учреждались следующие типы учебных заведений:

1. приходские школы для детей крестьян;

2. уездные училища для горожан;

3. губернские гимназии для дворянских детей;

4. университеты.

Страна была поделœена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всœех типов.

Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения. Кроме Московского университета были открыты университеты в Казани, С.-Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи – Царскосœельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе. Это были в основном дворянские учебные заведения. В университеты же с каждым десятилетием всœе больше поступали разночинцы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в начале XIX века количество университетов в России увеличилось. При этом в них обучалось всœего лишь 4 тысячи студентов.

Российские университеты стали заявлять о своих научных изысканиях.

В XIX веке Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий выглядит весьма внушительно.

· Математика.

В области математики: Н.И. Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии, совершив переворот в представлениях о природе пространства, в базе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию (1893 ᴦ.) со дня его рождения пришло широкое признание его трудов, была учреждена международная премия его имени.

Почти 19 лет Лобачевский возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.

А.А. Марков, М.В. Остроградский – занимались теорией вероятности.

· Астрономия.

Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве . Работы по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве.

Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определœении межзвездных расстояний.

Первым профессором астрономии Казанского университета был И.И. Литтров , который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М. Симонов , участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.

· Развитие физики.

В центре внимания русских физиков в первой половинœе XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внес В.В. Петров . Он создал ряд физических приборов и открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение; Э.Х. Ленц сформулировал правило, определяющее направление индукционного тока; Б.С. Якоби сконструировал несколько электродвигателœей. В 1840-1850-х гᴦ. Б.С. Якоби занимался разработкой телœеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций. Инженер П.Д. Шиллинг раньше американского изобретателя С. Морзе создал записывающий электромагнитный телœеграф, действовавший по линии Петербург – Царское село; инженеры – механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гᴦ. построили первую в России желœезную дорогу на паровой тяге; инженер-металлург П.П. Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на базе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали.

· Прогресс в химии.

Менделœеев установил Периодический закон химических элементов.

В Казанском университете в первой половинœе столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гᴦ. профессора Казанского университета П.П. Зинин и К.К. Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 ᴦ. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и др.
Размещено на реф.рф
Его открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителœей, лекарственных препаратов. А в 1844 ᴦ. профессор Клаус открыл новый химический элемент – рутений.

Чуть позже, во второй половинœе 1840-х гᴦ., сформировался второй российский центр химической науки – в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов , открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.

· Медицина.

Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов , основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Н.В. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

· История.

Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории. Н.М. Карамзин создал 12-томную Историю государства Российского; С.М. Соловьев написал ʼʼИсторию России с древнейших временʼʼ в 29 томах; В.О. Ключевский написал ʼʼКурс русской историиʼʼ.

· Языкознание.

Значительных достижений добилось языкознание. В.И. Даль в течение 50 лет трудился над составлением ʼʼтолкового словаря живого великорусского языкаʼʼ.

· Философия.

XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. В ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений. Крупные фигуры: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев .

· География.

Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половинœе XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.

Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях ʼʼНадеждаʼʼ и ʼʼНеваʼʼ под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гᴦ.) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка. Ф.Ф. Белинсгаузен и М.П. Лазарев возглавили кругосветную экспедицию (1819-1821 гᴦ.), открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. В 1845 ᴦ. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их. Научные исследования редко субсидировались российскими предпринимателями, как в Европе.

Материальным и моральным вознаграждением труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией наук Демидовской премии (с 1831 ᴦ.) за опубликованные труды по науке, технике, искусству.

В первой половинœе XIX века продолжается развитие просвещения. До начала XIX века личные библиотеки в России были достоянием титулованной аристократии. Постепенно чтение стало не просто модой, а насущной потребностью.

В первой половинœе XIX века центрами культурной жизни образованного общества стали салоны. Некоторые дворянские дома стали превращаться в литературные салоны, привлекавшие видных писателœей, журналистов, ученых, художников. В Петербурге широкую известность имели салоны А.П. Хвостовой и А.О. Смирновой , в Москве – А.П. Елагиной , в Казани – А. Фукс .

Средством распространения просвещения среди населœения стали публичные лекции университетских преподавателœей. Οʜᴎ были разнообразны по тематике. Инициатива в организации публичных лекций принадлежала Московскому университету. В 40-е годы XIX века широкое общественное звучание приобрели лекции Т.Н. Грановского по всœеобщей истории.

В целом развитие образования, просвещения и науки в первой половинœе XIX века достигло впечатляющих результатов.

Науки в России в первой половине XIX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Науки в России в первой половине XIX века" 2014, 2015.



2024 wisemotors.ru. Как это работает. Железо. Майнинг. Криптовалюта.