Развитие технологий начала 20 века. Тема: Достижения в технике конца XIX начала ХХ вв

Характеристическая особенность средневековой науки о природе

1. – изначальная ориентация на книжное знание. Основная задача – истолкование текстов (чаще всего, Аристотеля), а не собственно феноменов природы.

2. Это, однако, не означает, что наука средних веков носила догматический характер. Ибо инструментом исследования был признан естественный разум.

3. Развитие средневековой науки происходило в основном в рамках образовательного процесса и с учетом его потребностей.

Средневековые университеты (Париж, Оксфорд, Болонья, Падуя)

1. Структура университетского преподавания: факультет искусств, факультеты медицины, права и богословия.

2. Факультет искусств – логика и физика по Аристотелю (2 года, baccalaurius artium)

3. метафизика, психология, этика, политика (по Аристотелю), математика, космология (2 года, magister artium)

4. преподавание вместе с магистром, обычно, параллельно со слушанием курсов на высших факультетах (2 года)

5. Самостоятельное преподавание на факультете искусств с 21 года (после 6 лет обучения); на богословском с 34 лет (после 8 лет обучения).

Структура образовательного процесса

1. Lectio – в зависимости от факультета, на факультете искусств чтение текста Аристотеля; на богословском – Св. Писания или «Сентенций» Петра Ломбардского

2. Commentatio – устное комментирование написанного (иногда с последующим составлением собственного комментария)

3. Disputatio – спор, дискуссия о прочитанном под руководством магистра (часто также записывалась).

4. Questiones – вопросы – новый прием обучения, обсуждение отдельных вопросов. Вытеснение традиционного комментария. Составление списка вопросов и обсуждений вариантов ответов.

Теория двойственной истины и особенности преподавания

· Запрет на использование при обучении на факультете искусств богословской (догматической) аргументации, источником которой является Откровение, а не естественный разум.

· Поощрение использования естественнонаучных теорий при обучении на факультете теологии.

· Теория двойственной истины означает разделение познавательных сфер – той, что охватывается естественным разумом, и той, истины которой доставляются откровением. Первые носят абсолютный, вторые вероятностный характер. Поэтому сам термин «двойственная истина» неудачный (Сигер Брабантский).

Э. Жильсон – в конечном итоге из-за догмата о Боговоплощении.

Г. Блюменберг – из-за того, что физика Аристотеля строится на идее опосредования при передаче воздействия; та же самая идея опосредования лежит и в основе христианства.

Логика – учение о правильном использовании слов, обозначающих вещи (то есть, в конечном итоге – это наука о знаке и значении)

Физика – наука о причинах, то есть, о каузальных связях между вещами и явлениями.

Учение о знаке Августина

«Знак есть вещь, которая вызывает в душе представление об ином» (Августин).

Символ в греческой архаике, гностицизме, раннем христианстве (А. фон Гарнак: «символ понимался как вещь, которая в некотором смысле есть то, что она обозначает»). Общее – отсутствие опосредующего звена между знаком (символом) и обозначаемой вещью, но наличие между ними «естественной» связи..

Августин – в качестве опосредующего звена необходимо наличие интерпретирующего субъекта, являющегося членом некоторого определенного культурного сообщества. Между символом и обозначаемой вещью нет естественной связи

Семантический треугольник Огдена-Ричардса: знак, его значение, и его смысл.

Одновременная трактовка вещей как знаков (других вещей) и как причин (других вещей):

дым, как знак и следствие огня (естественнонаучный контекст);

изменение выражения лица под влиянием эмоций (психологический контекст).

Мир – «книга природы», которую надо истолковать. Signa naturalia.

Богословские контексты: чудесные явления, как знак Божественного, и как следствие действий ангелов (производящая причина).

Положение небесных светил как знак и как производящая причина.

Церковные таинства – как знаки, вызывающие в душе то, что сокрыто для чувств и как причины, производящие следствие – осенение благодатью участника таинства.

· Теоретические конструкции играют в научном познании активную и упорядочивающую роль. Теоретическое знание нельзя «вывести» из объекта познания. Отсюда Кант сделал вывод о том, что априорный и аподиктический характер теоретических знаний объясняется их укорененностью не в объекте, а в субъекте. В теоретическом знании выкристаллизовались формы, характеризующие способ функционирования познавательных способностей, изначально присущих самому субъекту познания. Они могут быть упорядочены и оформлены независимо от опыта.

· Не пассивное наблюдение, а активное вмешательство в природу изучаемого объекта. В рамках теории объект разлагается на элементы и конструируется из элементов (анализ – синтез). Этому соответствует в эксперименте принудительное (при помощи техники) разложение вещи на элементы. В Античности искусство (греч. «техне») – подражание природе. В Новое время искусство конструирует новую природу. То, что в природе было случайностью – заставляют стать нормой

· Гипотезы в рамках теории – дедуцируются в рамках метода теоретические следствия, которые сопоставляются с реальностью. Понятие модели.

· Постулат о причинно-следственной связи. Это не просто принцип причинности. Смысл более точный:

· а) причина по времени предшествует следствию;

· б) при одинаковых условиях – одинаковые следствия;

· в) выполнение п. б) является условием обоснованности (научности) гипотетико-дедуктивного метода (претендующего на раскрытие истины).

Представление о кумулятивном характере знания. Одновариантности развития науки (все ближе к истине), определяет догматический характер изложения. Ученые могут спорить (достигнув переднего края науки), учащиеся – нет.

В образовании, как и в самой науке ориентация не на вещь, а на овладение методом. Сначала освоение теории (метода), затем – освоение способов его применения.

Примат математического образования.

2. Фундаментальные открытия в физике и биологии в конце 19 - в начале 20 века.

Многие крупные открытия в науке совершаются на вполне определенной теоретической базе. Пример: открытие планеты Нептун Леверье и Адамсом путем исследования возмущений в движении планеты Уран на базе небесной механики.

Фундаментальные научные открытия отличаются от других тем, что они связаны не с дедукцией из существующих принципов, а с разработкой новых основополагающих принципов.

В истории науки выделяются фундаментальные научные открытия, связанные с созданием таких фундаментальных научных теорий и концепций, как геометрия Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона, геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, квантовая механика. Эти открытия изменили представление о действительности в целом, т.е. носили мировоззренческий характер.

В истории науки есть много фактов, когда фундаментальное научное открытие делалось независимо друг от друга несколькими учеными практически в одно время. Например, неевклидова геометрия была построена практически одновременно Лобачевским, Гауссом, Больяи; Дарвин обнародовал свои идеи об эволюции практически одновременно с Уоллесом; специальная теория относительности была разработана одновременно Эйнштейном и Пуанкаре.

Из того, что фундаментальные открытия делаются почти одновременно разными учеными, следует вывод об их исторической обусловленности.

Фундаментальные открытия всегда возникают в результате решения фундаментальных проблем, т.е. проблем, имеющих глубинный, мировоззренческий, а не частный характер.

Так, Коперник увидел, что два фундаментальных мировоззренческих принципа его времени - принцип движения небесных тел по кругам и принцип простоты природы не реализуются в астрономии; решение этой фундаментальной проблемы привело его к великому открытию.

Неевклидова геометрия была построена, когда проблема пятого постулата геометрии Евклида перестала быть частной проблемой геометрии и превратилась в фундаментальную проблему математики, ее оснований.

Технические достижения конца XIX – начала XX века.

В конце XIX столетия наступила «Эпоха электричества». Если первые машины создавались мастерами-самоучками, то теперь наука властно вмешалась в жизнь людей – внедрение электродвигателей было следствием достижений науки. «Эпоха электричества» началась с изобретения динамомашины; генератора постоянного тока, его создал бельгийский инженер Зиновий Грамм в 1870 году

Большим достижением электротехники было создание электрических ламп. За решение этой задачи в 1879 году взялся американский изобретатель Томас Эдисон

Электростанции требовали двигателей очень большой мощности; эта проблема была решена созданием паровых турбин. В 1889 году швед Густав Лаваль получил патент на турбину

Одновременно с работами по созданию сверхмощных двигателей шла работа над малыми передвижными двигателями. Поначалу это были газовые двигатели, работавшие на светильном газе; они предназначались для мелких предприятий и ремесленных мастерских. Газовый двигатель был двигателем внутреннего сгорания, то есть сгорание топлива осуществлялось непосредственно в цилиндре и продукты сгорания толкали поршень. Работа при высоких температурах в цилиндре требовала системы охлаждения и смазки; эти проблемы были решены бельгийским инженером Этьеном Ленуаром, который и создал в 1860 году первый газовый двигатель.

Однако получаемый из древесных опилок светильный газ был дорогим топливом, более перспективными были работы над двигателем, работавшими на бензине. Бензиновый двигатель потребовал создания карбюратора, устройства для распыления топлива в цилиндре. Первый работоспособный бензиновый двигатель был создан в 1883 году немецким инженером Юлиусом Даймлером. Этот двигатель открыл эру автомобилей; уже в 1886 году Даймлер поставил свой двигатель на четырехколесный экипаж

первый двигатель Дизеля, появившийся в 1895 году, произвел сенсацию – его к. п. д. составлял 36%, вдвое больше, чем у бензиновых двигателей. Многие фирмы стремились купить лицензию на производство двигателей, и уже в 1898 году Дизель стал миллионером. Однако производство двигателей требовало высокой технологической культуры, и Дизелю многие годы пришлось ездить по разным странам, налаживая производство своих двигателей.

Двигатель внутреннего сгорания использовался не только в автомобилях. В 1901 году американские инженеры Харт и Парр создали первый трактор, в 1912 году фирма «Холт» освоила выпуск гусеничных тракторов, и к 1920 году на американских фермах работало уже 200 тысяч тракторов

Появление двигателя внутреннего сгорания сыграло большую роль в зарождении авиации. Поначалу думали, что достаточно поставить двигатель на крылатый аппарат - и он поднимется в воздух. В 1894 году знаменитый изобретатель пулемета Максим построил огромный самолет с размахом крыльев в 32 метра и весом 3,5 тонны – эта машина разбилась при первой попытке подняться в воздух. Оказалось, что основной проблемой воздухоплавания является устойчивость полета. Эта задача решалось долгими экспериментами с моделями и планерами. Еще в 1870-х годах француз Пено создал несколько маленьких моделей, приводимых в действие резиновым моторчиком; результатом его экспериментов был вывод о важной роли хвостового оперения. В 1890-х годах немец Отто Лилиенталь совершил около 2 тысяч полетов на сконструированном им планере.

Анри Фарман создал первую массовую модель аэроплана, знаменитый «Фарман-3». Этот самолет стал основной учебной машиной того времени и первым аропланом, который стал выпускаться серийно.

В конце XIX века продолжалась работа над созданием новых средств связи, на смену телеграфу пришли телефон и радиосвязь. Первые опыты по передаче речи на расстояние проводились английским изобретателем Рейсом в 60-х годах. В 70-х годах этими опытами заинтересовался Александер Белл, шотландец, эмигрировавший в Америку и преподававший сначала в школе для глухонемых детей, а потом в Бостонском университете. Один знакомый врач предложил Беллу воспользоваться для экспериментов человеческим ухом и принес ему ухо от трупа. Белл скопировал барабанную перепонку, и, поместив металлическую мембрану рядом с электромагнитом, добился удовлетворительной передачи речи на небольшие расстояния. В 1876 году Белл взял патент на телефон и в том же году продал более 800 экземпляров. В следующем году Дейвиз Юз изобрел микрофон, а Эдисон применил трансформатор для передачи звука на большие расстояния. В 1877 году была построена первая телефонная станция, Белл создал фирму по производству телефонов, и через 10 лет в США было уже 100 тысяч телефонных аппаратов.

При работе над телефоном у Эдисона возникла мысль записать колебания микрофонной мембраны. Он снабдил мембрану иглой, которая записывала колебания на цилиндре, покрытом фольгой. Так появился фонограф. В 1887 году американец Эмиль Берлинер заменил цилиндр круглой пластинкой и создал граммофон. Граммофонные диски можно было легко копировать, и вскоре появилось множество фирм, занимавшихся звукозаписью.

Новый шаг в развитии связи был сделан с изобретением радиотелеграфа. Научной основой радиосвязи была созданная Максвеллом теория электоромагнитных волн. В 1886 году Генрих Герц экспериментально подтвердил существование этих волн с помощью прибора, называемого вибратором.

Одним из замечательных достижений этого времени было создание кинематографа. Появление кино было прямо связано с усовершенствованием изобретенной Дагером фотографии. Англичанин Мэддокс в 1871 году разработал сухобромжелатиновый процесс, который позволил сократить выдержку до 1/200 секунды.

В конце XIX в. впервые создаются вещества, именуемые те­перь пластмассами. В 1873 г. Дж. Хайеттом (США) был запа­тентован целлулоид - первое из таких веществ, вошедшее в широкий обиход

3. Университетская корпорация. Программы обучения в первых европейских университетах

XII столетие - это век университетов, поскольку он является веком корпораций. В каждом городе, где имеется какое-либо ремесло, объединяющее значительное число занятых им, ремесленники организуются для защиты своих интересов и для установления монополии на прибыль. Это относится и к университетам XIII века.

Истоки университетских корпораций зачастую столь же темны, как и у всех прочих ремесленных цехов. В городах, где они сформировались, университеты являли немалую силу числом и качеством своих членов, вызывая беспокойство других сил. Они достигли своей автономии в борьбе то с церковью, то со светскими властями.

Теперь нам следует бросить взгляд на те особенности университетской корпорации, которые объясняют ее двусмысленное положение в обществе, приводившее к периодическим кризисам ее структуры.

Прежде всего, это церковная корпорация. Даже далеко не все ее члены приняли сан, даже если в ее рядах становилось все больше чистейших мирян, все преподаватели были клириками, на которых распространялась юрисдикция церкви, даже более того - Рима. Появившись из движения, носившего светский характер, они принадлежат церкви - даже там, где они пытаются найти институциональный выход из нее.

Корпорация, цели которой являлись локальными и которая широко пользуется национальным или местным подъемом (Парижский университет неотделим от роста могущества Капетингов, Оксфорд связан с усилением английской монархии, Болонья пользуется жизненностью итальянских коммун), оказывается в тоже самое время интернациональной: ее члены, преподаватели и студенты, прибывают из всех стран; она интернациональна и по способу деятельности, ибо наука не знает границ, и по своим горизонтам, поскольку санкционирует право преподавать повсюду, чем и пользуются выпускники крупных университетов. В отличие от других корпораций, у нее нет монополии на местном рынке. Ее пространство весь христианский мир.

Тем самым она выходит за те городские стены, в которых родилась. Даже более того, она вступает в конфликты - иногда жестокие - с горожанами, как в экономическом плане, так и в юридическом или политическом. Поэтому она обречена на службу разным классам и социальным группам. И для всех них она оказывается предательницей. Для церкви, для государства, для города она способна сделаться "троянским конем". Она не помещается ни в какие классы.

"Город Париж", - пишет в конце века доминиканец Фома Ирландский, - "подобно Афинам разделен на 3 части: первая из них состоит из торговцев, ремесленников и простонародья, ее называют большим городом; к другой принадлежат благородные, тут находятся королевский двор и кафедральный собор, ее именуют Сите; третью часть составляют студенты и коллегии, она называется университетом".

Типичной можно считать университетскую корпорацию в Париже. На протяжении XIII века происходило становление как административной, так и профессиональной ее организации. Она состояла из четырех факультетов: Свободные искусства, Декреты или Каноническое право, - папа Ганорий III запретил факультету преподавать гражданское право в 1219 году, - Медицина и Теология. Они образуют соответствующие корпорации внутри университета. Высшие 3 факультета - Права, Медицины и Теологии - управляются титулованными мэтрами, или регентами, во главе с деканом. Факультет Искусств, значительно более многолюдный, подразделяется на нации. Преподаватели и студенты входят в группы, образуемые согласно месту рождения. В Париже имелось 4 таких нации - французская, никардийская, нормандская и английская. Во главе каждой нации стоял куратор, избираемый регентами. Четыре прокуратора были помощниками ректора, возглавлявшего факультет Искусств.

Тем не менее, в университете имелись общие для всех факультетов службы. Но они были сравнимо слабыми, поскольку факультеты не имели большого числа общих для всех них проблем. У них не было ни общих зданий, ни общих для всей корпорации земель, исключая площадку для игр за пределами городских стен. Представители всех факультетов и наций собирались в церквях и монастырях, где они были гостями.

Наконец, по ходу века появляется глава всего университета: им становился ректор факультета Искусств. Он распоряжался финансами университета и председательствовал на генеральной ассамблее. Этого положения он добивается в итоге длительной борьбы между белым и черным духовенством. Но его власть все же остается ограниченной временными рамками. Он не только переизбирается, но и функции свои он исполняет лишь на протяжении триместра.

С немалым числом вариаций сходную структуру мы находим в других университетах. В Оксфорде вообще не было единого ректора. Главой университета был канцлер, избираемый своими коллегами. В 1274 году тут исчезает система наций. Это объясняется региональным характером набора. Теперь уже нет северян (включая шотландцев) и южан (включая галлов и ирландцев), составлявших основные группы.

В Болонье самым оригинальным было то, что профессора не составляли части университета. Университетская корпорация включала в себя только студентов. Мэтры образовали коллегию докторов. В Болонье было несколько университетов, но над всеми возвышались два юридических университета: гражданского и канонического права. Их влияние росло на протяжении всего века, поскольку эти два организма практически слились друг с другом. Чаще всего их возглавлял один и тот же ректор. Как и в Париже, он выдвигался от наций, система которых в Болонье была довольно сложной и весьма жизненной.

Могущество университетской корпорации опиралось на 3 главных привилегии: автономную юрисдикцию (в рамках церкви - при наличии местных ограничений, но с правом обратиться к папе), право на забастовку и уход, монополию на присвоение университетских степеней.

С середины XIX в. заметно усилившаяся Пруссия настойчиво добивалась объединения немецких земель, представлявших собой огромный конгломерат мелких государств, под своей эгидой. Решение этой задачи во многом связано с именем крупнейшего германского политика той эпохи - О. фон Бисмарка, занявшего в 1862 г. пост канцлера Пруссии. Важнейшим соперником Пруссии в деле объединения германских земель была Австрийская империя, также претендовавшая на лидерство в Германском союзе. Хотя обе эти страны в качестве союзников участвовали в войне против Дании в 1864 г., конфликт между ними был неизбежен. В 1866 г. началась краткосрочная австро-прусская война, которая быстро привела к поражению Австрии. Согласно Пражскому договору 23 августа 1866 г., она навсегда выходила из Германского союза и отказывалась от претензий на гегемонию в Германии. Был образован Северогерманский союз, главную роль в котором играла Пруссия. Последний противник Германской империи в лице Франции был устранен в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг. Этот конфликт привел к падению режима Луи Наполеона III во Франции. 18 января 1871 г. в Версале прусский король Вильгельм I был провозглашен германским кайзером. Многовековая раздробленность Германии была преодолена.

Проблема ликвидации политической раздробленности встала на повестку дня и в итальянских землях. Ситуация здесь осложнялась тем, что часть наиболее развитых государств

Италии контролировалась Австрией, которая была крайне не заинтересована в складывании национального государства на Апеннинском полуострове. Центром объединения страны стало Сардинское королевство - наиболее развитая в политическом и экономическом отношении область Италии. Процесс создания единой Италии происходит в конце 50-х - начале 70-х гг. XIX века. Внутренние тенденции к централизации усложнялись активным вмешательством в итальянские дела Австрии и Франции. Глава сардинского правительства К. Кавур ловко воспользовался противоречиями между европейскими государствами в своих целях. К концу 60-х гг. сардинские войска при активной поддержке народных масс, возглавляемых Д. Гарибальди, сумели сокрушить Неаполитанское королевство, глава которого, Франциск II Бурбон, являлся противником единой Италии, и изгнать австрийских и французских интервентом. Присоединение к Италии Рима и ликвидация Папской области в 1870 г. ознаменовали завершение объединительного процесса. Бурные процессы изменения политической карты Европы, происходившие с самого начала XIX в., к его последней четверти на время приостановились.



Общим явлением в развитии западной цивилизации в XIX веке было становление основ гражданского общества. Этот процесс, происходивший в сложной борьбе, развивался в разных странах далеко не одинаково: если в Англии и США он проходил эволюционным путем, то многие другие западные страны (прежде всего Франция) испытали на этом пути многочисленные революционные потрясения. Политическое развитие закрепило бурные социально-экономические изменения, протекавшие в странах Запада, а также привело к оформлению совершенно новой политико-правовой и социальной картины общества.

Наука 19 – нач. 20 вв.

Для решения технико-экономических задач, которые ставились промышленностью, транспортом и сельским хозяйством, требовался новый подход кявлениям природы. Развитие торговли и международных сношений, исследование и освоение географических районов ввели в научный оборот множество новых фактических сведений. Они позволили восполнить ранее существовавшие пробелы в картине природы, включить те «недостающие звенья», которые подтверждали наличие всесторонних связей природных явлений во времени и пространстве.

В высшем научно-техническом образовании в начале XIX в. видное место занимала математика, т. к. резко возросла необходимость применения ее к решению практических задач, выдвигавшихся естествознанием и техникой (в области физики, химии, астрономии, геодезии, термодинамики, кинематики механизмов, строительного дела, баллистики и т. д.).

Успехи начертательной геометрии были непосредственно связаны с прикладными задачами составления чертежей машинного оборудования, зданий, промышленных и транспортных сооружений. В этот же период времени возникает прикладная, или, как тогда говорили, «практическая», механика, изучавшая работу машин, механизмов и инженерных сооружений и разрабатывавшая методы их расчета (Г. Монж, Т. Юнг).

Развитие промышленности в начале XIX в. обусловило возникновение теоретической и практической химии (А.П. Лавуазье, К.Л. Бертолле). Причем научная химия могла получить далее законченное развитие после победы учения о молекулярно-ато-мистическом строении вещества.

Развитие культуры в начале XIX в.

Культура в начале XIX в. формировалась в Европе и Америке под двойным влиянием – промышленного развития (переворотов) и буржуазных революций. Кроме того, определенный вклад внесли в развитие культуры и национально-освободительные войны в Европе и Америке. Все изменения в обществе находили отклик в музыке, живописи, поэзии, прозе, в скульптуре и архитектуре.

Общей чертой развития мировой культуры этого периода был неуклонный рост международного культурного обмена. Он происходил благодаря стремительному развитию мировых экономических контактов, а также совершенствованию средств транспорта, связи и взаимной информации.

Развитие литературы и искусства в странах Европы и в США проходило в начале XIX в. под знаком борьбы классицизма с церковным влиянием, носившим реакционный характер. Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т. е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу. Характерной чертой для классицизма была незыблемость определенных эстетических норм.

Классицизм начала XIX в. не был однородным явлением, в частности, для Франции после революции 1789–1794 гг. характерно было развитие революционного, республиканского классицизма, который воплотился в драмах М.Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т. д. В этот же период времени начинается развитие философско-гуманистического классицизма Гете, Шиллера, Виланда. Почти одновременно с новым классицизмом в начале XIX в. возникло новое направление искусства – романтизм.

В противоположность общественно-политическим идеалам классицистов романтики выдвигали новых героев – мятежных одиноких индивидуалистов, непримиримо враждебных своей среде, следующих безудержным стихийным порывам страстей и презирающих всякую холодную рассудочность. Духом революционной романтики пронизаны стихи Байрона и Шелли, творчество Мицкевича и Шамиссо, полотна молодого Делакруа и Гойи, произведения писательницы Жермены де Сталь (1766–1817) и т. д.

Технический прогресс конца 19 - начала 20 века.

Современная научно-техническая революция, начавшаяся в начале XX в., представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция подготовлена не только развитием науки и производительных сил, но и теми социальными изменениями, которые произошли в обществе в результате мирового революционного процесса.

В отличие от промышленного переворота XVIII в., ознаменовавшего переход от мануфактурного к крупному машинному производству, современная научно-техническая революция - это переход к качественно новой высшей ступени машинного производства - к крупному автоматизированному машинному производству.

В отличие от системы машин XIX в., состоявшей из трех элементов: машины-орудия, машины-двигателя и передаточного механизма, современная автоматическая система машин включает помимо указанных трех звеньев еще качественно новое - управляющее звено. В последние десятилетия на основе управляющего звена была создана принципиально новая машина - управляющая, которая постепенно превращается в самостоятельный тип системы машин. Переход к четырехзвенной структуре машин, содержащих автоматическое устройство, моделирующее некоторые мыслительно-логические функции человека, является исходным пунктом современной научно-технической революции.

Научно-техническая революция характеризуется перестройкой технической и отраслевой структуры народного хозяйства. В процессе этой перестройки создаются материально-вещественные предпосылки для последующего этапа - крупного автоматизированного машинного производства. Перестройка происходит во всех элементах материального производства - в системе машин, в технологии производства, в структуре всего народного хозяйства.

Неизмеримо возросла роль науки в развитии производства. Наука превращается в непосредственную производительную силу, становится составным специфическим элементом производительных сил общества.

Основа современной научно-технической революции - электрификация и электронизация всех звеньев производственного процесса. Следовательно, важнейшие изменения в развитии производства непосредственно связаны с развитием энергетики, электротехники, электроники. Создание крупного автоматизированного машинного производства, сложных автоматизированных систем управления, внедрение электронных вычислительных машин на производстве, транспорте, в строительстве, в научно-исследовательских, конструкторских, плановых организациях невозможно осуществить без огромных затрат электроэнергии, без создания новых электротехнических и электронных устройств.

Самым общим качественным показателем уровня развития техники служит производительность труда. Этот показатель непосредственно связан с другими - производительностью машины, выражающейся в количестве вырабатываемого ею продукта в единицу времени.

Производительность машин, а вместе с ней и производительность техники в целом постоянно растут. Качество машины можно оценить ее производительностью. Но производительность, в свою очередь, является следствием ряда факторов, наиболее существенные из которых - интенсивность, напряженность работы. Интенсивность работы машин достигается увеличением скорости движения, концентрации и интенсификации механических, физических и химических процессов. В качестве примера интенсификации процессов в электротехническом устройстве можно сослаться на значительные повышения напряжения в линиях электропередач - от десятков и сотен до сотен тысяч вольт.

Другим качественным показателем развития техники является коэффициент полезного действия, позволяющий оценить совершенство машин. Можно сказать, что кпд машин имеет тенденцию роста. Как правило, после достижения 95% рост кпд замедляется, хотя могут происходить отдельные скачки.

Однако в современных условиях развития научно-технического прогресса качественный прогресс техники ни в коем случае нельзя оценивать только по значениям кпд и другим экономическим показателям.

Все более проникая в тайны природы, человек, как уже отмечалось, научился создавать такие могучие технические объекты, что развиваемые ими мощности оказываются соизмеримыми с геофизическими и космическими.

При разработке таких объектов требуется комплексный системный подход с учетом не только технико-экономических, но и социальных, экологических последствий их деятельности. Современный специалист всегда должен помнить, что наше общество должно быть ориентировано прежде всего на человека, на создание условий для его здоровой, творческой жизни, для его всестороннего развития.

В творческой деятельности инженера или ученого большое значение имеет не только умение видеть ростки нового, но и правильно оценивать старое. В процессе развития техники происходят постоянные замены одного вида технических объектов другими, более соответствующими новым потребностям. В период своего возникновения эти объекты ускоряли промышленный прогресс, но с течением времени они стали тормозить его дальнейшее развитие, несмотря на то, что постоянно совершенствовались. Например, паровозы широко применявшиеся еще в первой половине нашего века, были во много раз мощнее, быстроходнее и экономичнее паровозов Стефенсона или Черепановых. Но если первые паровозы являлись новым шагом в развитии транспортной техники, то сен-чес они у»е давно выглядят анахронизмом.

Следовательно, в отличие от живых существ технические объекты уступают место более современным в период своего наивысшего расцвета. Это тоже одна из закономерностей техники. Понимание этого процесса позволяет легче преодолевать старые традиции в отношении технических объектов, которым иногда отданы многие годы творческой деятельности, помогает легче отказаться от них, если они не имеют перспектив развития в будущем.

И оценивая вклад того или иного деятеля науки и техники, нужно прежде всего иметь в виду, что им сделано нового по сравнению со своими предшественниками.

Важной особенностью развития техники является возврат к старым идеям на основе достижений научно-технического прогресса. Так, первые трехфазные трансформаторы М. О. Доливо-Добровольского имели пространственный магнитопровод, но вследствие сложности технологии их изготовления они не получили применения. Прошло более 75 лет. Технический уровень трансформаторостроения значительно повысился, освоение производства рулонной холоднокатаной стали и использование для обмоток алюминиевой фольги и ленты позволили наладить серийное производство мощных трансформаторов с пространственным магнитопроводом.

Следует иметь в виду еще одну характерную особенность развития техники: новое часто создается в старых конструктивных формах, которые кажутся ученым и изобретателям наиболее совершенными. Например, один из первых электродвигателей XIX в. (двигатель Бурбуза) по своим внешним формам почти в точности повторял паровую машину: возвратно-поступательное движение поршней заменялось аналогичным движением магнитов в соленоидах, переключение осуществлялось изменением полярности, вращательное движение вала достигалось с помощью кривошипно-шатунного механизма. О возможности использования линейного двигателя в то время еще и не помышляли.

При разработке новых устройств всегда приходится сталкиваться и с собственно техническими противоречивыми требованиями к объекту, например, требованиями к надежности и интенсивности работы, быстродействию и прочности.

Политические доктрины

Все политические учения XIX века условно можно разделить на три группы: консервативные, либеральные и радикальные. Радикализм (прежде всего, марксизм) предусматривал коренную трансформацию капитализма, а консерватизм и либерализм (при всех их разногласиях) были едины в неприятии радикальных воззрений. Оппонируя марксизму и пытаясь объяснить (и оправдать) многообразную западную политическую реальность, либерализм и консерватизм эволюционировали в течение XIX века, приобрели новую философско-методологическую базу – позитивизм.

Консерватизм – это конгломерат различных общественно-политических учений, которые с течением времени эволюционировали и видоизменялись. Поэтому консерватизм – это не какое-либо конкретное политическое учение, а «умонастроение», комплекс неких базовых мировоззренческих принципов, роднивших все консервативные концепции. Впервые эти консервативные принципы были чётко сформулированы в работе Эдмунда Бёрка, который считается, поэтому, основателем консерватизма.

Э. Бёрк (1729 – 1797) – английский мыслитель и политический деятель. В 1790 г. он издал памфлет «Размышления о революции во Франции», ставший с тех пор «библией» классического западного консерватизма.

Конец XVIII века в Британии – начало промышленного переворота, период упрочения политической власти и социально-экономического влияния буржуазии и обуржуазившейся аристократии. Ранний капитализм («капитализм свободной конкуренции» или «дикий капитализм») ещё не превратился в монополистический; государство в то время воздерживалось от вмешательства в экономическую жизнь и социальные отношения. На этом фоне складывались социально-политические учения, ориентированные на развитие и укрепление буржуазных институтов.

Именно английский либерализм стал знаменем восходящего класса собственников. Требования правопорядка, демократизации, неприкосновенности собственности и невмешательства государства в социально-экономическую сферу – все эти принципы либерального учения сделали его весьма выгодным для буржуазии и части среднего класса, то есть для тех слоёв, которые были заинтересованы в создании стабильных благоприятных условий для своей хозяйственной деятельности.

Либеральная идеология, как и консерватизм, помимо прочего, стала ответом буржуазного общества на леворадикальные концепции Великой Французской революции (якобинизм и пр.). Просветительские концепции общественного договора и естественных прав многие либералы считали опасным заблуждением, поскольку эти идеи были «дискредитированы» в ходе революционно-просветительского эксперимента во Франции.

Либерализм модифицировался на протяжении всего XIX столетия, поэтому либеральные концепции начала века следует считать классическими, «исходными». Важнейшую роль в разработке либерализма сыграл английский мыслитель Иеремия (Джереми) Бентам (1748 – 1832). Его труды – квинтэссенция классического либерализма.

Либеральная концепция господствовала в капиталистических развитых странах Европы и Северной Америки, пока капитализм свободной конкуренции, основанный на неограниченной частной инициативе, оставался наиболее эффективным типом хозяйственной организации. В связи с реформированием капитализма с начала XX века в Западной Европе и США возникла потребность создания системы государственного регулирования экономики и социальной поддержки населения. Поэтому неолибералы, отвечая на вызовы времени, были вынуждены отказаться от догм классического либерализма и философского утилитаризма. Тем не менее, классические либеральные идеи переживают второе рождение с 1980-х гг. в рамках, как ни странно, неоконсерватизма. Неоконсерваторы «подобрали» отброшенный неолибералами «идейный арсенал». Именно поэтому термины «неоконсерватизм» и «либерализм» в современном политическом дискурсе зачастую являются синонимами.

В Новое время в европейской политической мысли развивается идея о некоем справедливом и счастливом общественном строе в будущем – о социализме, понимаемом, порой, разными теоретиками совершенно различно. Немецкие философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) попытались преобразовать учение о социализме из утопического в научное, то есть обосновать неизбежность наступления социализма закономерностями развития самого капиталистического строя.

Маркс и Энгельс опирались на материалистическое понимание исторического процесса, провозгласив: «Бытие определяет сознание». Главную движущую силу развития обществ и государств они видели в объективных потребностях больших коллективов людей, а не в субъективных устремлениях и желаниях индивидов. Материальное воспроизводство жизни людей определяет и форму общения между ними (т.е. и общество, и государство). Метод исследования в марксизме – материалистическая диалектика.

Основы марксистского материалистического понимания общества и государства сложились к середине 40-х гг. XIX века.

Марксистское представление о политическом устройстве определяется учением о базисе и надстройке. Базис – социально-экономические отношения. Надстройка – государство, идеология, культура и т.п.

Надстроечные явления зависят от базисных, поскольку надстройка должна соответствовать базису. Проще говоря, по мысли Маркса и Энгельса, политический режим зависит, в конечном счёте, от способа хозяйствования.

Базис (социально-экономические отношения) диалектически развивается под воздействием внутренних факторов – скрытых в нём противоречий. (Напомним, что единство и борьба противоположностей – есть источник развития, с точки зрения диалектики). Изменения базиса ведут к смене надстройки.

Впрочем, Маркс и Энгельс не отрицали, что политика (надстройка) обладает некоторой автономией и может воздействовать на базис. Однако на первый план они всё же выдвигали именно социально-экономические отношения.

АНАРХИ́ЗМ (от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.

Испания в 1820-1849

Испанская революция 1820-1823 - буржуазная революция, задачей которой была отмена феодальных отношений в Испании. Причинами революции являлся социально-экономический кризис, французская оккупация 1808-1813 годов, отделение американских колоний. Начало революции положило выступление войск в Кадисе, вызвавшее восстание во всей стране. 9 марта 1820 года король Фердинанд VII восстановил конституцию 1812 года. Были ликвидированы майораты, закрыты части монастырей с национализацией их земли, наполовину сокращены церковные десятины, введен прямой подоходный земельный налог, единый таможенный тариф.

Фердинанд (Эрнандо) VII был отпущен Наполеоном на родину, однако кортесы потребовали от него присягнуть конституции, что тот отказывался делать. Вмешательство армии, переход на сторону короля генерала Элио, решил вопрос в пользу абсолютной монархии. После разгона кортесов и вступления короля в Мадрид Эрнандо обещал амнистию и принятие новой конституции, однако начал правление с репрессий как в отношении тех, кто поддерживал Жозефа Бонапарта, так и в отношении наиболее либеральных сторонников кортесов. Опорой монархии стали армия и духовенство.

Придворные интриги и слабохарактерность короля не способствовали восстановлению порядка ни во внутренних, ни во внешних делах. В ходе французской оккупации Испании в её заморских колониях началась война за независимость, в ходе которой местные элиты отложились от ослабевшей метрополии. В народе накапливалось недовольство. Войска под начальством подполковника Риего 1 января 1820 года провозгласили конституцию 1812 года и в Исла-де-Леон создали временное правительство, издавшее воззвание к народу. После перехода на сторону восставших ряда провинций и Мадрида король присягнул конституции и созвал кортесы. Их деятельность была направлена главным образом против имущественных привилегий церкви - было обложено податью духовенство, однако положение дел в стране это не улучшило. В виду отсутствия буржуазии либеральные начинания кортесов были восприняты в обществе, особенно в крестьянской среде, негативно. Католическая оппозиция набирала силу в провинциях и страна вновь начала скатываться в анархию.

На выборах 1 марта 1822 года радикалы получили большинство голосов, после чего верные королю силы неудачно попытались занять Мадрид. Эрнандо обратился за иностранной помощью и осенью того же года Священный союз принял решение о вооруженном вмешательстве в дела Испании. В апреле 1823 года французская экспедиция под командой герцога Ангулемского (95 тыс.) перешла границу и разбила испанские войска. Уже 11 апреля кортесы, захватив короля, бежали из Мадрида, куда 24 мая вступил герцог Ангулемский, восторженно встреченный народом и духовенством. Окруженные в Кадисе, кортесы возвратили королю абсолютную власть, однако сопротивление либералов продолжалось ещё два месяца. Для защиты Бурбонов в Испании остались 45 тыс. французских солдат.

Восстановленный на престоле Фердинанд VII после освобождения из-под власти кортесов вернулся к политике репрессий в отношении либералов, опираясь на духовенство. Апостольская хунта, стремившаяся к восстановлению инквизиции, превратилась в теневое правительство и смещала всех неугодных ей министров. Эта партия видела опору в младшем брате короля доне Карлосе, к которому должен был перейти престол. Однако когда его сторонники в 1827 году подняли мятеж в Каталонии, Эрнандо решительно подавил его и спустя три года издал т. н. прагматическую санкцию, отменявшую введенный Бурбонами в 1713 году салический закон и вводившую наследование престола по женской линии. В октябре 1832 года королева Христина объявлена была регентшей при дочери Изабелле на случай смерти короля. Бывший министр Сеа Бермудес встал во главе управления, объявил амнистию и созвал кортесы, которые 20 июня 1833 года присягнули Изабелле как наследнице престола.

Дон Карлос ещё 29 апреля 1833 года в Португалии провозгласил себя королем Испании Карлом V. К нему тотчас примкнула апостольская партия, Басксие провинции и Наварра, старинные льготы которых, фуэросы, в том числе право на беспошлинный ввоз товаров, либералами не признавались. Восстание карлистов началось в октябре 1833 года назначением хунты и всеобщим вооружением. Вскоре карлисты заняли Каталонию. Мадридское правительство «христиносов» (по имени регентши) не могло подавить мятеж, поскольку испытывало глубокие разногласия. В 1834 году была принята новая конституция, вызвавшая недовольство радикальных либералов, которые в 1836 году подняли восстание и заставили Христину вернуться к конституции 1812 года.

Однако вскоре новый президент совета министров Калатрава созвал кортесы, которые подвергли старую конституцию пересмотру. В это время дон Карлос одержал ряд побед, однако разногласия в рядах сторонников привели к его отступлению во Францию. Не желая продолжать войну, кортесы подтвердили фуэросы баскских провинций. Поздним летом 1840 года вся Испания была под контролем мадридского правительства. Генерал Эспартеро приобрел популярность и вынудил королеву Христину отказаться от регентства и покинуть страну. 8 мая 1841 года регентом был избран Эспартеро, однако через два года он вынужден был бежать в Англию после всеобщего мятежа армии.

Консервативное большинство кортесов 8 ноября 1843 года объявило 13-летнюю королеву Изабеллу совершеннолетней, вскоре последовали изменения в политической жизни страны - у руля государства сменяли друг друга соперничающие генералы и фавориты молодой королевы, её мать Христина была возвращена из изгнания, введен высокий имущественный ценз для выборов в кортесы, сенаторы пожизненно назначались короной, а католическая религия объявлена государственной.

ФРАНЦИЯ В 1815–1847 ГГ

После поражения армии Наполеона под Ватерлоо на французский престол вновь возвратились Бурбоны. На сей раз 8 июля 1815 г. Людовик XVIII вступил в Париж с воззванием, в котором убеждал французов, что слухи о восстановлении десятины и феодальных прав – «это сказка, не заслуживающая опровержения. Король обещал «простить прошлые заблуждения» и оставить национальное имущество в собственности тех, кто их приобрел во время революции». Но в августе 1815 г. была избрана новая реакционная палата депутатов. Многие деятели революционных лет и наполеоновского периода были убиты без суда. Чрезвычайные трибуналы вынесли более 10 тыс. обвинительных приговоров по политическим делам. С государственной службы было уволено до 100 тыс. человек, слывших «неблагонадежными» политически.

Людовик XVIII, опасаясь нового революционного взрыва в стране, вынужден был распустить в 1816 г. «бесподобную палату». Новые выборы принесли победу умеренным роялистам, сторонникам конституции. Но с 1820 г., особенно с конца 1821 г., когда к власти вновь пришли ультрароялисты, реакция резко усилилась. Избирательная система была изменена в реакционном духе, введена предварительная цензура, школы отданы под надзор епископов, 1815–1830 гг. вошли в историю Франции как период Реставрации с политическим господством в стране дворянства идуховенства. При Бурбонах преобладала крупная земельная собственность. В этот период экономика Франции – ее сельское хозяйство и ее промышленность – продолжала развиваться по капиталистическому пути. Во Франции продолжался промышленный переворот. Быстро увеличивали свою продукцию шерстяная, шелковая, металлургическая и некоторые другие отрасли промышленности. С 1815 по 1829 гг. потребление хлопка возросло в три раза. Добыча угля с 1815 по 1830 гг. удвоилась, а производство чугуна выросло в три раза.

Промышленный переворот и развитие капитализма во Франции вели к усилению эксплуатации рабочего класса, обнищанию и разорению мелких ремесленников и кустарей, к обострению классовой борьбы.

Реакционная политика правительства Реставрации, защищавшего преимущественно интересы и привилегии крупных землевладельцев-дворян и высшего католического духовенства, отрицательно отражалась на экономическом развитии Франции. В стране нарастало недовольство засильем иезуитов при дворе Бурбонов, в администрации, в школах, вызывающим поведением бывших дворян-эмигрантов, угрожавших крестьянству восстановлением феодальных порядков. Промышленный кризис 1826 г., а затем депрессия 1829–1830 гг., совпавшая с неурожаем, ухудшили и без того тяжелые условия существования трудящихся: большие массы людей в городах были лишены заработка, в деревне царили нищета и голод. Следствием этого был рост революционных настроений в народных массах.

В результате июльской революции 1830 г. во Франции, длившейся всего три дня, буржуазия одержала победу над дворянством, но полное уничтожение монархии не входило в ее планы. На французский престол был посажен герцог Орлеанский, поддерживавший тесные связи с правыми буржуазными либералами.

Луи Филипп Орлеанский был провозглашен сначала наместником, а затем 9 августа 1830 г. королем Франции. Так во Франции установился режим буржуазной монархии. Установление этого режима, при котором главную роль играли банкиры, биржевые и железнодорожные «короли», владельцы угольных копей, железных рудников и лесов, связанная с ними часть земельных собственников, способствовало промышленному и экономическому развитию Франции в 1830–1847 гг.

В 1847 г. внутриполитическая обстановка во Франции обострилась. Это было вызвано торговым, промышленным и финансовым кризисом в 1847 г., усилившим нужду народных масс. Обанкротилось 4762 фирмы, промышленное производство упало на 50 %, а «парижская промышленность» была парализована на 70 %. Тяжелые последствия этот кризис имел для рабочих. Безработица приняла массовый характер и достигла огромных размеров. В это же время крайне недовольны были мелкая и средняя буржуазия и торговцы. Они хотели избирательной реформы и обратились к правительству и парламенту с петициями, в которых требовали снизить имущественный ценз. 28 декабря 1847 г. началась сессия парламента, на которой политика правительства подверглась критике в обеих палатах. Против правительства, возглавляемого Гизи, выступала часть орлеанистов из т. н. династической оппозиции. Ее сторонники изобличали правительство в подкупах, расточительстве, в предательстве национальных интересов Франции. Однако требования оппозиции были отклонены, и палата депутатов приняла резолюцию одобрения действий правительства. Но в оппозиции крежиму Июльской монархии находились широкие слои населения Франции. Партия умеренных либералов выдвигала требование избирательной реформы.

21 февраля 1848 г. правительство приняло и опубликовало запрет на проведение любых собраний, шествий и манифестаций. Однако утром 22 февраля парижане стали собираться в толпы, которые с пением «Марсельезы» направились ко дворцу Бурбонов, где размещалось Законодательное собрание. Вечером 22 февраля начались первые вооруженные схватки народа с войсками и полицией. К началу следующего дня парижане соорудили 1500 баррикад. 24 февраля все важные пункты столицы оказались в руках восставших. Король Луи Филипп отказался от прав на трон ибе-жал в Англию. Июльская монархия была свергнута. Народ потребовал провозглашения республики. Было создано временное правительство, в состав которого вошли девять республиканцев и два социалиста. Правительство возглавил умеренный либерал, поэт

Альфонс Ламартин. Республику признали духовенство и буржуазия. Временное правительство отменило дворянские титулы, издало декреты о свободе печати, политических собраний, праве для всех граждан вступать в национальную гвардию, о введении всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года. Во Франции установился наиболее либеральный политический режим.

Но экономический кризис в стране продолжался. Временное правительство не смогло решить проблему занятости населения. Мало помогло и открытие т. н. национальных мастерских для безработных, в которые было принято более 100 000 человек.

Чтобы выйти из финансового кризиса, Временное правительство ввело декрет о 45 %-ным налоге. Он вызвал рост недовольства в стране. В результате этого в Учредительное собрание прошли реакционно настроенные представители.

Вновь образованное после выборов правительство повело наступление против рабочих Парижа – вооруженные сходки были запрещены. На пост военного министра был назначен генерал Кавеньяк.

Новым правительством 22 июня 1848 г. был издан указ о роспуске национальных мастерских, что стало поводом к началу восстания парижских рабочих. Бои продолжались 4 дня – с 23 по 26 июня. Войска военного министра генерала Кавеньяка подавили это восстание. После подавления демократические преобразования были приостановлены. Новое правительство закрыло радикальные газеты, клубы и общества. Но всеобщее избирательное право было сохранено.

ИТАЛИЯ в 1815-1847 гг.

По решению Венского конгресса 1815 г. Италия, объединенная ранее под властью Наполеона I, вновь была раздроблена на восемь королевств и герцогств, при этом северо-восточную часть – Ломбардо-Венецианскую область присоединили к Австрийской империи. Повсюду была восстановлена абсолютная власть монархов, примкнувших к Священному союзу. В Италии в 1815–1847 гг. господствовало полуфеодальное дворянство и духовенство. Между итальянскими государствами пролегли политические и таможенные границы. В каждом из итальянских герцогств действовали свои особые системы мер, весов, своя денежная система, свое уголовное и гражданское законодательство.

Старые феодальные порядки сдерживали развитие сельского хозяйства Италии. Безземельные крестьяне были превращены в нищих арендаторов и батраков, при этом землю в аренду они получали на условиях испольщины.

В промышленном развитии Италия в 1815–1847 гг. отставала не только от Англии и Франции, но и от Пруссии. Главной отраслью промышленности являлось производство шелка-сырца. На севере страны развивалось хлопчатобумажное производство. Экономическое развитие затруднялось и плохо развитым транспортом. Еще в 1807–1810 гг. в итальянских государствах стали создаваться тайные революционные общества карбонариев, ставивших целью объединение страны. После Венского конгресса к 1847 г. это движение достигло своего апогея, они видели решение своих задач в свержении австрийского гнета и в замене самодержавных монархий конституционными.

Становление современной науки сопровождалось бурным разви-тием транспорта . С начала XIX в. в мире развернулась настоящая транспортная революция.

Судостроение

Американец Р. Фултон (1765-1815) ещё в 1803 г. провёл испытание парового судна на Сене, но правительство Наполеона не сумело по достоинству оценить его изобретение. Вернувшись на ро-дину, он построил пароход «Клермон», который в 1807 г. совершил плавание по реке Гудзон от Нью-Йорка до столицы штата г. Олбани. Во время Англо-американской войны 1812-1814 гг. на воду сошёл первый в мире военный пароход. В 1819 г. американский пароход «Саванна» совершил рейс через Атлантику, затратив на это 26 дней. Сначала паровые суда были колёсными и не могли соперничать в ско-рости с парусными судами. Только в 1840-е гг., с изобретением греб-ного винта, по-настоящему открылась эра парового флота. Разви-тию мирового судоходства способствовало строительство Суэцкого (1869 г.) и Панамского (1914 г.) каналов.

Железные дороги и железнодорожный транспорт

В 1803 г. в Уэльсе был построен первый в мире паровоз , но его конструкция оказалась неудачной. Настоящим основоположником железнодорожного транспорта считается английский механик-самоучка Дж. Стефенсон (1781-1848), построивший в 1814 г. первую работающую модель паровоза. Он основал паровозостроительный завод и занялся железнодорожным строительством. В 1825 г. в Англии была открыта первая железнодорожная линия. В 1829 г. Сте-фенсон построил паровоз «Ракета» для железной дороги Ливер-пуль — Манчестер, который развивал скорость до 50 км в час. Уже в 1830-1840-е гг. в Европе и США развернулось широкое железнодо-рожное строительство.

Американский изобретатель и предприниматель Дж. М. Пульман (1831-1897) внёс большой вклад в совершенствование железнодорожного пассажирского транспорта. Он изобрёл спальный вагон (1858) и вагон-рес-торан, внедрил систему освещения и другие усовершенствования для удоб-ства пассажиров. Дальнейшее развитие транспортных средств ознаменова-лось постройкой подземных железных дорог в крупнейших городах мира. Первое метро появилось в Лондоне в 1863 г., а затем линии метро были про-ложены в Нью-Йорке (1868), Чикаго (1892), Будапеште (1896), Вене (1898), Париже (1900). Под Берлином в 1881 г. начала работать первая трамвайная линия на электрической тяге.

Транспортное машиностроение (велосипед, мотоцикл, автомобиль)

Помимо общественного совершенствовался также индивидуальный транспорт. В середине XIX в. появилась модель ве-лосипеда современного типа, в 1868 г. во Франции началось их фабричное производство. Особую популярность велосипед получил после 1889 г., ко-гда в обиход вошли пневматические шины.

Развитие транспортного машинострое-ния, а также растущая военная промыш-ленность требовали массового производ-ства дешёвой стали. Впервые технология, позволявшая резко увеличить её произ-водство, появилась в Англии в 1856 г., ко-гда Г. Бессемер запатентовал конвертер для превращения жидкого чугуна в сталь посредством продувки воздухом без расхо-да горючего. В условиях Крымской войны изобретение открывало более совершен-ный способ получения литой стали для орудийных стволов. Ещё более совершен-ный и экономичный способ изобрёл француз П. Мартен (1824-1915), кото-рый сконструировал в 1864 г. специальную печь для восстановления стали из чугуна. Мартеновская печь позволяла перераба-тывать чугун и стальной лом в сталь, обла-дающую заданным химическим составом и качеством. Изобретение Мартена стало важнейшей вехой в истории металлургии и открыло эру дешёвой стали для машино-строения, оружейного производства и дру-гих отраслей промышленности. Материал с сайта

В 1885 г. германский изобретатель Г. Даймлер построил первый мотоцикл, а в следующем году К. Бенц запатентовал первый автомобиль с бензиновым двигателем. Промышленное производство автомобилей началось в 1890-е гг. во Франции, в 1894 г. там прошли первые автогонки. В 1908 г. аме-риканец Г. Форд (1863-1947) наладил производство «модели-Т» — первого в мире недорогого автомобиля, предназначенного для мас-сового потребителя. Внедрение конвейерной сборки позволило ему к 1916 г. снизить цену с первоначальных 850 до 360 долларов. Немецкий инженер Р. Дизель (1858-1913) изобрёл в 1897 г. двига-тель внутреннего сгорания (дизель), использующий более дешёвое топливо, чем бензин, который благодаря своей экономичности по-лучил широкое распространение.

2024 wisemotors.ru. Как это работает. Железо. Майнинг. Криптовалюта.