Развитие науки в 19 веке. А что на Западе. Образование для женщин

Значительных успехов в начале 19 века достигли русская филология, география, история. Н.М. Карамзин пишет свою «Историю государства Российского», состоящую из 12 томов. Причем это произведение можно отнести и к литературным, потому как написана «История» исключительно литературным языком, с присущей ему образностью и выразительностью. Однако научая ценность труда при этом не потерялась нисколько. В области филологии примечательна деятельность А.Х Востокова, положившего начало сравнительно-историческому языкознанию.

1821 год ознаменовался открытием Антарктиды русскими путешественниками Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым, а с 1845 года постоянно действует Русское географическое общество. В 1839 году в Петербурге открыта обсерватория. Активно развивается математика. Н.И. Лобачевский открывает неевклидову геометрию. В области физики П.Л. Шиллинг создает электромагнитный телеграф в 1832 году, а Б.С. Якоби открывает гальванопластику.

Важный прорыв в 19 веке сделали ученые в области химии, а следовательно, и медицины. Д.И. Менделеев в 1869 году изобрел периодическую систему химических элементов. Г.И. Мендель открыл принцип генетической наследственности. Впервые хирург Н.И. Пирогов использовал наркоз при операциях, позже появляются антисептики, что спасло многие жизни.

В целом в 19 веке происходит изменение социально-экономической структуры общества. Образование становится доступным не только для привилегированных слоев населения, но и проникает в массы. В связи с этим происходит расцвет образования, особенно пик его приходится на середину века. Открываются новые университеты, а также дворянские гимназии.

19 век – «золотой век» русской литературы - ознаменовался творчеством А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Достоевскго и Л.Н. Толстого. Как отметил историк П. Сорокин, «лишь только один 19 век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые».

А что на Западе

В Европе и Америке развивается сеть железных дорог. Активизируется производство синтетических волокон и искусственных материалов. В области физики прославился английский ученый М.Фарадей, открывший явление электромагнитной дуги. Активно развиваются междисциплинарные дисциплины – физическая химия и химическая фармакология .

19 век называют веком стали, так как этот металл вытесняет дерево. Именно в 19 столетии появился первый паровоз. Таким образом, 19 век стал временем преображения и расцвета мировой науки и культуры и заложил основы для дальнейшего их развития.

Культура стран Европы в 19 веке закономерно продолжила традиции и тенденции культуры Нового времени , однако в данном случае развитие экономических и социальных отношений наложили свой отпечаток.

Научно технический прогресс и индустриализация повлияла на развитие науки, период национальных движений и революций в Европе наложил свой отпечаток на литературу и искусство, архитектура во многом обязана развитию буржуазии как классу.

Развитие науки в 19 веке в Европе

Крупнейшие открытия XIX - начала XX в. в области естествознания коренным образом меняли представление о физической и математической модели мира, основанной на классической механике.

Английские ученые М. Фарадей и Дж. Максвелл внесли большой вклад в разработку электромагнитной теории, объединившей знания о свете, электричестве, магнетизме. Немецкий ученый В. Рентген открыл глубокопроникающие лучи, названные его именем, что дало толчок новым открытиям в физике. Француз А. Беккерель обнаружил явление радиоактивности урана, а М. Складовская и П. Кюри нашли новые, более сильные источники излучения - полоний и радий. Э. Резерфорд разработал теорию строения атома, согласно которой в центре атома находится ядро, вокруг него с огромной скоростью вращаются электроны. Было отвергнуто представление о неделимости атома. Датский физик Н. Бор установил, что каждый электрон имеет свою орбиту. Немецкий ученый М. Планк предложил теорию, по которой атомы излучают энергию отдельными порциями - квантами, а не беспрерывно. Так появилась квантовая система. А. Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности, установившую тесную связь свойств пространства и времени с материей. Новые открытия в физике обосновывали неисчерпаемость структурного строения мира и природы.

Много нового внесли в математическую науку немецкие ученые. Г. Кантор сформулировал теорию множеств, результатом применения которой стало обоснование математического анализа. Д. Гильберт выдвинул в 1900 г. 23 проблемы для грядущих исследований, центральной среди которых он считал проблему полноты и непротиворечивости аксиом.

Важнейшим достижением в химии стала периодическая система химических элементов, составленная русским ученым Д. И. Менделеевым. Она давала возможность предсказывать неизвестные еще науке элементы, утверждала, что свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от их атомного веса. Шел процесс становления физической химии, предметом которой стало исследование физических изменений в связи с химическими реакциями. Большой вклад в этот раздел химии внес немецкий ученый В. Освальд, основавший специальный журнал «Физическая химия». Были сделаны важные открытия в органической химии немецким ученым Ф. Какуле, русским А. М. Бутлеровым, французом Ж. М. Белем, что дало возможность анализировать и синтезировать сложные соединения, получить новые материалы - пластмассу, искусственный шелк, заменители каучука.

В центре внимания биологии оказалась эволюционная теория английского ученого Ч. Дарвина, обоснованная в трудах «Происхождение видов путем естественного отбора» и «Происхождение человека и половой отбор». Он высказал идеи о том, что в живой природе развитие происходит благодаря естественному отбору и что предком человека является человекоподобная обезьяна. Первая идея встретила поддержку состоятельных классов, увидевших в ней подтверждение своего превосходства. Вторая идея ставила под сомнение божественное происхождение человека и вызвала ожесточенные дискуссии, продолжающиеся и в наше время. Ч. Дарвин не смог, однако, объяснить причины устойчивости и изменчивости видов. В решение данной проблемы большой вклад внес чешский натуралист Г. Мендель. Он установил, что за передачу признаков потомству отвечает наследственный механизм. Голландский ученый Г. Фриз разработал теорию мутаций, т.е. резких изменений признаков в живых организмах, закрепление их и передачу потомкам. В результате этих открытий появился новый раздел в биологии - генетика. Французский ученый Л. Пастер и немецкий ученый Р. Кох заложили основы бактериологии и теории иммунитета. Благодаря этому был сделан крупный шаг в развитии медицины, ознаменовавшийся созданием эффективных препаратов и лекарств против сибирской язвы, холеры, дифтерии, других инфекционных заболеваний.

Литература и общественные науки в 19 веке в Европе

В начале XIX в. широкое распространение в художественной культуре получил романтизм, пришедший на смену классицизму. Романтики, разочарованные итогами революционных потрясений во Франции, искали своих героев или в далеком прошлом, или в неопределенном будущем, или в нетронутых цивилизациях. Эти герои, как правило, противостоят окружающей среде, они мятежны и одиноки. Заслугой романтиков стало пробуждение интереса к прошлому, к самобытным традициям народов, что способствовало формированию национального самосознания. Выдающиеся представители этого направления - поэты Дж. Байрон, П. Шелли. Г. Гейне, Ш. Петефи. Прозаик В. Скотт стал основателем нового жанра - исторического романа. В. Гюго, заявивший о себе и как поэт, и как романист, является автором таких выдающихся произведений, как «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «93-й год».

В середине XIX в. в литературе утвердился реализм, для которого характерно преобладание социальной тематики и критическое отношение к антагонизмам и недостаткам общества. В книгах Стендаля (А. М. Бейль), О. Бальзака, Ч. Диккенса представлены герои из разных общественных слоев. Это финансисты, предприниматели, мелкие буржуа, интеллигенты, крестьяне, ремесленники, люди, потерявшие работу.

В атмосфере общественных перемен конца XIX в. появилось множество литературных направлений, среди которых наиболее плодотворно проявили себя натурализм и символизм, односторонне развивавшие те или другие стороны реализма. Натуралисты исходили из того, что, как бы красиво не выглядел художественный вымысел, писатель должен находить в действительности проявление законов наподобие тех, что имеются в естественных науках. Натуралисты стремились к исключительно биологическому осмыслению сложного духовного мира человека. Основателями натурализма выступили братья Гонкур (Франция). В своем романе «Жермини Ласерте» они описали самые незначительные подробности быта, окружения, времени. Значительный вклад в развитие натурализма внес выдающийся французский писатель Э. Золя. Его эпопея «Ругон-Маккары», состоящая из 20 романов, представила широкую панораму французского общества периода Второй империи.

Объектом внимания символистов стал ирреальный мир, так как действительность казалась им серой, недостойной внимания, являлась лишь «покровом», за которым скрывается «тайна». Большой вклад в развитие символизма внесли французские поэты С. Малларме, А. Рембо, П. Верлен. Их поиски значительно обогатили литературу, раскрыли новые возможности слова. В Германии наиболее значительным представителем символизма был С. Георге, в Бельгии - М. Метерлинк. Близок к символизму английский писатель О. Уайльд, пропагандировавший идеи «чистого искусства», «искусства для искусства».

Традиции реализма продолжили в новых условиях выдающиеся писатели и драматурги разных стран Европы. Француз Ги де Мопассан в романах «Жизнь», «Милый друг», многочисленных новеллах отобразил Францию периода Третьей республики, осудил дельцов, добивавшихся жизненных успехов любыми средствами. А. Франс в «Острове пингвинов» высмеял социальные институты Франции. Р. Роллан в эпопее «Жан Кристоф» поднял тему художника, противостоящего своей меркантильной эпохе.

Английский драматург Б. Шоу показал в своих пьесах остроту социальных конфликтов, искал пути создания справедливого общества. Г. Уэллс поднял проблему ответственности ученого перед обществом («Человек-невидимка»). Т. Гарди осуждал проникновение торгашеской морали в духовный мир человека.

В творчестве немецкого писателя Г. Гауптмана подняты социально значимые проблемы. Драма «Ткачи», например, изображает восстание силезских ткачей 1844 г. В романах Г. Манна «Верноподданный», «Учитель Гнус» показана немецкая действительность со всей ее контрастностью и уродствами. Роман Т. Манна «Будденброки» охватывает жизнь четырех поколений семьи состоятельных бюргеров, показывает их представления о достойном существовании и вырождение.

В пьесах норвежского драматурга Г. Ибсена раскрыта трагедия индивидуализма, показан бунт человека против своего окружения («Кукольный дом», «Привидения»).

Общественные науки занимались изучением проблем познания, социальных, культурных, политических процессов. В философии сложилось три крупных направления - позитивизм, или философия науки (О. Конт), неокантианство («марбургская школа» - Германия), «философия жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер). Шло становление социологии. Немецкий ученый М. Вебер занимался разработкой концепции социологии истории и культуры. Австрийский психолог 3. Фрейд выдвинул теорию психоанализа, в которой большое значение придавалось подсознанию. В исторической науке важное место заняло изучение революций и эволюции, народных движений. Историки накопили и систематизировали большой фактический материал.

Живопись в 19 веке в Европе

Романтизм в живописи означал усиление личностного, индивидуального. Тематика романтических произведений стала шире, уменьшилась роль античных сюжетов, характерных для классицизма. Подлинным лидером европейского романтизма в живописи стал французский художник Э. Делакруа, обладавший огромным талантом. Важной вехой в его творчестве явилась картина «Свобода на баррикадах», увековечившая героев революции 1830 г. У женщины, олицетворяющей Свободу, мощное тело, уверенная поступь, энергичное лицо, фигура до пояса обнажена. Она идет по трупам погибших и ведет за собой восставший народ.Великий испанский художник Ф. Гойя положил начало реалистической традиции. Это с особенной силой проявилось в показе им борьбы испанского народа против французских завоевателей. Высшая степень драматизма характерна для картины «Какая доблесть!», на которой изображена девушка, участница обороны Сарагосы. Она стоит на трупах убитых и продолжает стрелять по врагу.

Существенный вклад в становление реализма внесли английские пейзажисты Д. Констебл и У. Д. Тернер. Зритель почти физически ощущает залитое солнцем пространство, влажную зелень травы, свежесть ветра на картинах Д. Констебла. Дикие скалы, утесы, бурное и немного таинственное море привлекли внимание У. Д. Тернера. Во французской живописи проявили интерес к пейзажу художники барбизонс-кой школы, в которую входили Т. Руссо, Д. Пенья, Ж. Депре. Многое сделал для возрождения крестьянского жанра во французской школе пейзажистов Ж. Ф. Милле. Он показал сельский труд как естественное состояние человека, умножающего жизнь на земле. Картины «Сеятель», «Собирательницы колосьев», «Человек с мотыгой» возвеличивают крестьянина, выполнены в ровной цветовой гамме. Для картин К. Коро, одного из самых тонких мастеров пейзажа, характерно органическое вхождение человека в мир природы.

Картины французских художников О. Домье и Г. Курбе выполнены в манере реалистического искусства с его интересом к социальной тематике («Прачка», «Тяжелая ноша», «Отдых комедиантов», «Влюбленные в деревне», «Каменотесы», «Похороны в Орнане»).

В конце XIX в. в живописи происходит подлинная художественная революция, значение которой было осознано лишь много позднее. Художники, названные импрессионистами, выступили за обновление искусства, преодоление салонного академизма, против бледной палитры живописи. Они стремились запечатлеть мир в присущей ему постоянной изменчивости, схватить мгновение. Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар создали много прекрасных произведений различных жанров, выдвинув на первый план эффекты воздуха и света. Импрессионисты внесли много нового в технику живописи, создав систему разложения тонов на чистые цвета. Они писали картины свободными мазками, высветляли палитру, отказавшись от черного цвета, работали на открытом воздухе. Растворяя цвет в воздухе и свете, импрессионисты в определенной мере разрушали материальность мира, что взяли на вооружение последующие течения в изобразительном искусстве. Лидером импрессионистов считается Клод Моне. Его «Руанские соборы», «Стога сена», «Туманы в Лондоне» - шедевры мировой живописи.

На смену импрессионизму пришел постимпрессионизм - искусство более активного отношения к миру и более строгой формы. К постимпрессионистам относят Поля Сезанна, Ван Гога, Поля Гогена. Главным в их творчестве стал человек, утверждающий себя в борьбе с окружающей средой и самим собой. Они добивались в живописи философского обобщения и лаконизма формы, отошли от свойственных импрессионистам фиксаций отдельных мгновений жизни, при этом, как и импрессионисты, интересовались цветом.

19 век для России был переломным моментом, когда в начале века власть перешла к Александру I после цареубийства Павла I, когда наука и образование стали стремительно развиваться, что требовало больших перемен. Все эти изменения 19 столетия можно поделить на первую и вторую половины.

Россия на пороге 19 века

В наследство молодому императору досталось государство, которое претерпело значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами. Можно отметить несколько важных факторов, которые говорят о величественности страны:

  1. Увеличилась территория за счет присоединения Крыма, Казахстана, Прибалтики, Правобережной Украины и Западной Белоруссии. Вследствие чего и численность населения стала больше, около 40 млн. человек, из них 90% было крестьян. Также увеличилось и городское население, в особенности в Петербурге и Москве, что, конечно же, повлияло на развитие науки в 19 веке в России.
  2. Романовы стали крупными собственниками и имели определенную независимость от других сословий страны.
  3. Бюджет вырос более чем в три раза по сравнению с 18 веком.

Однако на момент прихода власти Александра I Россия была страной, где вся модернизация по догоняющему плану происходила за счет собственного народа, а науке, образованию и культуре уделялось очень мало времени.

Развитие науки в первой половине 19 века

Рассказать о развитии науки в первой половине столетия можно по полученным результатам известными учеными на тот период, благодаря которым сегодня можно увидеть такие выдающиеся достижения.

Наука в 19 веке в России - это, прежде всего, математика, физика и химия.

В казанском университете профессор математики Николай Лобачевский смог разработать новую теорию в геометрии, которая получила название «неевклидовая». Врач Николай Пирогов смог далеко шагнуть в медицине, долго изучая при этом хирургию. Он смог применить ее на войне, впервые использовав эфирный наркоз и гипсовую повязку.

В физике главным направлением изучения в это время являлось электричество, и именно здесь были сделаны открытия. Борис Якоби открыл метод гальванопластики, а потом создал несколько электрических двигателей и телеграфов. А физик Василий Петров смог показать, как можно использовать электричество для освещения и плавки металла, исследовав электрическую дугу и заряд в разреженном газе.

Развивалась в этот период и такая наука, как астрономия, поэтому в 1839 году была открыта где трудился астроном Василий Струве, который обнаружил концентрацию звезд в плоскости Млечного Пути.

Школы, гимназии и университеты

В самом начале наука и образование 19 века в России претерпели изменения, и уже в 1803 году был издан указ разделить всю страну на 6 образовательных округов, в каждом из которых должны были построить университет. Однако за 20 лет было открыто всего лишь три высших учебных заведения, в том числе Московский, Казанский и Петербургский университеты. не поддержал идею образования, и при его правлении не был открыт ни один университет. К тому же он считал, что дети крепостных не должны обучаться наравне со всеми.

Хорошее образование можно было получить, но только дворянам, в лицеях, таких как Царскосельский под Петербургом и Демидовский, который находился в Ярославле.

Лучше дело обстояло с учебными заведениями технического профиля. На начало века был открыт лишь Горный институт, чуть позже появился Лесной институт. Николай I хорошо относился к инженерному и военному образованию, поэтому при нем были открыты технологические заведения в Петербурге и Москве, а также Артиллерийская и Инженерные академии.

Образование для женщин

Хорошей тенденцией считалось продолжение получения образования женщинами, которое было заложено при Екатерине II, чтобы воспитать хороших и добрых жен и матерей. Поэтому были открыты институты во многих городах для девушек дворянского происхождения: Нижний Новгород, Астрахань, Саратов, Иркутск, конечно же, Москва и Петербург.

Гуманитарные знания

Гуманитарные науки 19 века в России, в первой половине, при высоком общественном интересе стали развиваться в истории, и было учреждено Московское общество истории и древностей. Также интерес был проявлен к общей истории и языковедению, в том числе славяноведению, китаеведению, что послужило запуску производства книг и периодической печати.

Издательское дело стало очень популярным, и в 1809 году печаталось 68 журналов различных тематик и 9 газет. Вследствие открытия и развития типографий появилась переводческая деятельность, и граждане стали знакомиться с зарубежной литературой.

Отдельно стоит отметить и русскую литературу, когда страна узнала о Пушкине, Некрасове и Тургеневе. В этот период поднимались такие проблемы, как бедственное положение маленького человека из низов, но в то же время воспевались народные традиции в устной и письменной форме.

Наука, образование (19 век, вторая половина, Россия)

Вторая половина, когда феодализм сменился капитализмом, предполагала более высокий уровень развития не только среди грамотных людей, но и среди обычных рабочих, и просвещение в первую очередь должно было коснуться тех отраслей, которые связаны с обычной жизнью.

Однако развитие проходило в непростых условиях, когда местами сохранился еще феодализм, были гонения со стороны самодержавия, и русским ученым, писателям и художникам приходилось очень непросто.

Стоит отметить, что революционное движение помогло продвинуться науке далеко вперед, когда Чернышевский, Добролюбов и Герцен боролись за то, что пора освободить людей от крепостного права. Все это подстегнуло ученых совершать великие открытия на благо народа.

Известные ученые

Вторая половина 19 столетия характеризуется с точки зрения науки как развитие естественных наук, таких как физика, математика, химия, зоология и география. Такой спрос определялся потребностями жизни, модернизацией производства и желанием ученых прославить государство достижениями и открытиями, чтобы именно такая была история науки России. 19 век, прежде всего, «подарил» таких ученых, как Пафнутий Чебышев, который старался увязать проблемы математики с естественными науками и сделал открытия по теории машин и механизмов.

Ярким представителем ученого мира была женщина, которая не смогла получить должное образование в России и уехала за границу, где получила степень доктора математических наук. Однако она представляла Россию, и ее труды были признаны во всем мире.

Наука в 19 веке в России достигла блестящих успехов и в физике, благодаря таким ученым, как Александр Столетов, который изучал магнетизм и фотоэлектрические явления, а также являлся преподавателем на протяжении тридцати лет, возглавляя кафедру Московского университета.

Отдельно стоит отметить русского химика-ученого Дмитрия Менделеева, который открыл химических элементов.

Реформы в образовании

После того как в стране появилось много фабрик и заводов, на которые требовались грамотные люди, умеющие писать, читать, разбираться в машинах, потребовались перемены в образовании.

Был проведен ряд реформ, которые помогли создать в церковных школах двухклассные и четырехклассные начальные школы. Также открылись земские начальные школы, где была более обширная программа обучения, и воскресные школы для взрослых, которые изучали грамоту после работы.

Наука второй половины 19 века в России требовала расширения сети обучения в средних и высших заведениях. В городах (Томск, Одесса, Рига, Харьков, Киев) были открыты университеты, технические заведения и несколько сельскохозяйственных академий.

Но царизм тормозил просвещение, и слишком мало было открыто даже начальных школ, поэтому Россия находилась на одном из последних мест по грамотности населения. К концу века грамотное население составляло всего 28%, а среди женщин это было всего лишь 17%.

Школы для женщин

Как было сказано выше, только представительницы дворянского сословия в первой половине века получали хоть какое-то образование, где их обучали языкам, правильным манерам и ведению хозяйства. Наука в 19 веке в России для женщин была чем-то нереальным и непонятным, главным для них было - научиться читать, писать и красиво выражаться.

Начальных и средних школ для простых женщин практически не существовало вплоть до 60-х годов. Учебные заведения стали появляться в 70-х годах, но очень медленно, а поступление в университеты было и вовсе закрыто для женщин любого сословия.

Благодаря общественному движению, было открыто несколько женских гимназий, врачебные курсы, но до революции 20 века женщины находились не в равноправном положении.

Развитие гуманитарных наук 19 века в России

Своеобразной чертой для страны было то, что на фоне безграмотности большей части населения был высокий темп развития науки, где происходили выдающиеся открытия для всего мира в целом.

Главное, что было сделано в гуманитарных науках, так это создание собрания сочинений об истории России с древних времен и до настоящего времени (второй половины 19 века), которая создана академиком Сергеем Соловьевым, в 29-ти томах. и на сегодняшний день остается наиболее полным об истории страны.

В этот период появился известный всем толковый словарь Владимира Даля, где было собрано более 200 тысяч слов. Помимо слов, в книгу были включены пословицы и поговорки, а также специальная терминология.

Изучением русской словесности занимался писатель А.Н. Афанасьев, известность получили и работы русского философа, который к тому же изучал древнерусскую литературу и фольклор, академика Буслаева.

Гуманитарная наука в 19 веке в России попала под влияние сложных социалистических процессов, когда была политическая нестабильность, назревала смена власти, а люди искали пути дальнейшего развития страны, что выразилось и в литературе, которая разделилась на три направления: критический реализм, пролетарская литература и модернизм.

Итоги 19 столетия

Для России 19 век был богат событиями, очень разнообразные, неоднородные и противоречивые во всех сферах жизни, начиная с жизни крестьян, которые стали свободными только к концу века, и заканчивая правлением четырех царей, где каждый в чем-то преуспел, а в чем-то был полный провал. Однако наука первой половины 19 века в России, как и второй, характеризуются стремлением ученых достичь небывалых высот, несмотря на все сложности, которые тормозили развитие. На протяжении всего века совершались открытия, благодаря которым сегодня технологии во всех областях находятся на высшем уровне.

Развитие науки в рассматриваемый период характеризовалось следующими чертами: шло интенсивное освоение европейского опыта, возникли новые научные центры в стране, усилилась специализация научных знаний, приоритетное развитие получили прикладные исследования.

Создание новых университетов в стране значительно изменило форму организации науки. До начала XIX а сосредоточением научной жизни империи была Петербургская академия наук. После того как в конце XVIII в. закрылся академический университет, а вслед за ним и академическая гимназия, академия специализировалась исключительно в области науки и ее популяризации.

Однако российские университеты очень скоро стали заявлять о своих научных изысканиях. Причем, в первой половине XIX в. обозначалась тенденция к созданию университетских научных школ. Академики не признавали внеакадемической науки. Антагонизм между академической и университетскими корпорациями трагично сказался на судьбе открытия математика Н.И.Лобачевского.

Математика. Н.И.Лобачевский, выпускник Казанского университета, начинал преподавательскую деятельность в 1811 г. с чтения лекций по небесной механике и теории чисел. В историю мировой науки казанский профессор вошел как создатель новой системы, так называемой «неэвклидовой геометрии», совершившей переворот во взглядах на современную математику. Однако члены академии В.Ч.Буняковский и М.В.Остроградский дали несправедливо резкие отзывы о ней. Академические математики, крупные ученые (В.Я.Буняковский был известен как автор теории неравенств, а М.В.Остроградский считался признанным авторитетом в математической физике) не смогли переступить через корпоративные интересы ради высокой науки.

При жизни Лобачевского его открытие так и не было признано. Почти 19 лет ученый возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.

Астрономия. Историки российской астрономической науки делят ее на два периода: до и после учреждения Пулковской обсерватории (1839). В начале первого периода астрономические работы велись преимущественно академическими астрономами. Но устарелая обсерватория Академии наук уже не соответствовала требованиям к точности измерений.

Вскоре лидирующее положение заняла обсерватория Дерптского университета. Именно в ней академиком В.Я.Струве и его учениками было основано новое направление в астрономии. Применяя новейшие математические и физические методы, они добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Работы Струве по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность.

Устроенная по замыслу Струве Николаевская Пулковская обсерватория, оборудованная новейшими приборами, стала основным центром астрономических исследований. Она предназначалась для производства постоянных наблюдений и кроме того обязана была содействовать практической астрономии.

Первым профессором астрономии Казанского университета был Литгров, который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов, участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.

Физика. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы.

В начале века лучшим физическим кабинетом в России была лаборатория в медико-хирургической академии. Оборудование для нее закупалось правительством в признанных европейских центрах. Проводя в ней многочисленные эксперименты, В.В.Петров открыл электрическую дугу, которая стала применяться в металлургии и при освещении. В дальнейшем ученый изучал химическое действие тока, электропроводность, люминесценцию, электрические явления в газах.

После открытия Дерптского университета в нем формируется одна из старейших российских физических школ. Немало тбму содействовал ректор университета, профессор физики Г.Ф.Паррот. Одним из его i.^o-славленных учеников был Э.Х.Ленц, создатель законов «Правило Ленца», «Закон Джоуля-Ленца».

В Дерптском же университете производил свои первые опыты по электромагнетизму академик Б.СЯкоби. В 1834 г. впервые опробовал его для привода судна. Якоби основал новое направление в физике - гальванотехнику. В 1840-1850-х гг. ученый занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.

Химия. В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. По университетской реформе 1835 г. предписывалось выделение специальных субсидий на устройство химических лабораторий в университетах. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П.Зинин и К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории.

В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и некоторых других ароматических оснований. Эти открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, душистых веществ и лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений.

Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки - в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.

Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русски; рург Н.И.Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспертного направления в науке. Он впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, пред ложил ряд новых хирургических операций. Мировую известность получил атлас Пирогова - «Топографическая анатомия» (Т. 1-4, 1851-1854).

Медицина. Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением рус-ских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно с изучением внутренних частей империи и пограничных с ней земель шли труды по описи морей и внутренних водных бассейнов. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.

География. В царствование Александра 1 русская географическая наука мощно заявила о себе в мире целым рядом кругосветных экспедиции и работ в Ледовитом океане. В 1803-1806 гг. состоялась первая такая экспедиция на двух кора***х «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. После этого было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

Предпринятые в 1820-30-е гг. полярные экспедиции доказали суще ствование Северного морского пути между Тихим и Атлантическим океанами. Этим была опровергнута гипотеза о наличии перешейка между Азией и Америкой.

Русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев на военных судах «Восток» и «Мирный» предприняли экспедицию, цель которой заключалась в продолжении изысканий «до отдаленнейшей широты, какой только можно достигнуть». В январе 1821 г. она закончилась событием ве ка: открытием шестой части света Антарктиды.

Таким образом, первая половина XIX в. стала временем организационного оформления российской науки, складывания научных школ в ней Российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знз ния, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной Но задержка экономических и политических преобразований способств* вала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от об щественных потребностей, как бы опер, та их. Научные исследование редко субсидировались российскими прел ншимателями, как в Европе

Наука в России являла собой дитя правительства и потому очень зависела от власти, от правительственного отношения к ней.

К середине XIX в. завершился один из крупных этапов в истории русской культуры. Основным содержанием культурного процесса рассматриваемого времени было развитие национальной культуры.

Первая половина XIX в. - формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра. В рассматриваемый период произошло становление русского языка, определилась тесная связь русской литературы с развитием общественной мысли. Идет дальнейшее освоение жанров отечественной профессиональной музыки, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа. В этот период возникает музыкальная классика, создается национальная школа в русской музыке.

Для художественной культуры первой половины XIX в. были ларак-терны быстрая смена художественных направлений, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В изобразительном искусстве были достигнуты большие успехи в освоении новых жанров, новых средств выразительности, в поиске новых тем.

Преемственность в развитии.(основа формирования культурного наследия общества) - одна из характерных черт культурного процесса России.

Для российской культуры была характерна способность воспринимать, аккумулировать все то, что было лучшего в европейской культуре, сохраняя при этом национальную самобытность.

2024 wisemotors.ru. Как это работает. Железо. Майнинг. Криптовалюта.