Использование информационно-компьютерных технологий в начальных классах. Информационные технологии в начальной школе - документ Современные информационные технологии в начальной школе

Слайд 1

Информационные технологии

на уроках в начальной школе, как средство повышения качества обучения

Слайд 2

Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.

– так говорится в английской пословице

Слайд 3

Мы живем в век, который называется век высоких технологий. В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий .

С введением ФГОСов потребность в информационных технологиях увеличилась. Владение ими ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персо­нальных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

Сейчас всем понятно, что компьютер не может заменить учителя. Зато может облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Поэтому меня очень интересует тема моей концепции «Возможности ИКТ на уроках в начальной школе, как средство повышения качества обучения».

Сегодня я хочу рассказать, какие я использую информационные технологии на уроках в начальной школе.

Слайд 4

К наиболее часто используемым мною элементами ИКТ в учебном процессе относятся:
презентация;
электронные приложения к учебникам, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
цифровые образовательные ресурсы;
интерактивная доска;
DVD диски с картинами и иллюстрациями;
видео и аудиотехника;
робототехника;

Цифровой микроскоп.

Слайд 5,6

Один из популярных элементов технологий является программа Power Point , которая помогает готовить материал для любых уроков. Презентация позволяет мне иллюстрировать свой рассказ, не перегружает зрительное пространство, фиксирует внимание. Дети, как правило, очень внимательно смотрят материал и воспроизводят на следующих уроках его.

Слайд 7,8

Следующий элемент ИКТ, используемый мною на уроках – работа на интерактивной доске

Второй год я использую в образовательном процессе возможности интерактивной доски eBeam Interact , которая стационарно установлена в моем классе в комплекте с компьютером и проектором.

С помощью интерактивной доски я демонстрирую презентации, активно вовлекаю учащихся в процесс освоения материала, при этом улучшается темп и течение занятия. На доске ученики передвигают объекты и надписи, добавляют комментарии к текстам, рисункам, выделяют ключевые области и добавляют цвета, вставляют слоги, соотносят картинку с надписью и многое другое. Дети с удовольствием выполняют различные задания на электронной доске, чувствуют себя раскованно. ИД позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения учащихся.

Слайд 9,10

Новшеством в моей педагогической деятельности является использование робототехники. Робототехника в начальной школе – это использование образовательных конструкторов, которые позволяют собирать из отдельных частей и деталей работающие приборы и механизмы. Наша школа оснащена конструктором компании Lego Educat ion.

ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору LEGO звание «Игрушки столетия».
Данный конструктор снабжен методическими руководствами для учителей и учащихся.

Конструктор служит для получения знаний о простых механизмах таких как колёса на осях, зубчатые передачи, шкивы и рычаги. Этот набор отличное средство для подготовки по таким предметам как физика, робототехника и технологии.

В конструктор входят: 12 базовых моделей для исследования принципов действия простых и сложных механизмов, встречающихся в повседневной жизни: зубчатых колес, рычагов, шкивов и колес на осях.

Я использую элементы робототехники на предмете технология , где происходит сборка и программирование моделей, а использование уже готовых моделей возможно и на других уроках (окружающий мир, математика). При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков и самое главное умеют работать в команде и согласовывать свои действия с окружающими. Ребята с увлечением собирают детали конструктора, помогают друг другу. Очень развивается внимание, мышления и мелкая моторика рук. Данный элемент ИКТ подготавливает детей к изучению таких предметов, как информатика, физики, программирование .

Слайд 11,12

Следующий элемент ИКТ – цифровой микроском. До введения ФГОСов в начальных классах не использовался микроскоп, но сейчас появилась такая возможность заглянуть в мир, который мы не видим. Это детям очень нравится.

Использование на уроках окружающего мира, технологии, при разработки проектов цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) . Применение микроскопа позволяет ученику составить правильный образ действия и ожидаемый результат. Эти уроки с микроскопом готовят детей к таким предметам как биология, химия.

С помощью микроскопа При разработки проекта «Лук- всем друг» мы с учениками наблюдали строение кожицы лука . Мы отделили от разрезанной луковицы тонкую плёночку. На предметное стекло капнули воды, положили на нее плёночку(кожицу), иглой расправили. Затем капнули на нее водный раствор йода. (Если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен). Полученную красоту накрываем сверху покрывным стеклом и промокаю выступившую жидкость. Наблюдаем, что кожица имеет клетки - маленькие кирпичики и делаем вывод, что живой растительный организм состоит из клеток.

Конечно жаль, что цифровой микроскоп не часто применяется в учебной деятельности в начальных классах, но при любой возможности мы им пользуемся.(например рассмотреть листочек дерева)

Слайд 13,14,15

Ещё очень уникальный элемент - ЭОРы(Электронные образовательные ресурсы) , как и учебники - одно из уникальных культурных средств овладения реальностью в тех или иных образовательных областях. Не смотря на наличие огромного количества бесплатных электронных образовательных ресурсов, в практической деятельности каждого учителя возникают ситуации, когда готовый ресурс не всегда отражает задуманное: хочется применить свою методическую идею урока, по-другому представить его технически. Поэтому необходимы навыки самостоятельного создания ЭОР.

Существует большое количество программ для создания электронных ресурсов. На курсах по информатике нас познакомили с замечательной программой для создания ЭОР - iSpring Suite .

Хочу отметить, что программа iSpring Suite платная. Но для ознакомления и любопытства можно скачать демоверсию программы на официальном сайте разработчика.

Тесты (iSpring QuizMaker). Создание интерактивных тестов. Компонент программы позволяет создавать разнообразные типы тестовых заданий. Причем можно вставлять в вопросы картинки, видео файлы и формулы. Посмотрите наглядный тест.


Книга (iSpring Kinetics ). Можно использовать при компоновке интересного исторического материала по изучаемой теме. Позволяет интересно и в красочной форме рассказать об истории развития изучаемых понятий, создавать задачники по отдельным темам курса, а также «книги-подсказки» с комментариями и советами к решению этих задач и многое другое – зависит от фантазии учителя. Обратите внимание на книгу, которую я вам приготовила.

ЭОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Слайд 16

Повышение качества

образования на основе информационных технологий создает условия для

ускорения процессов внедрения передовых достижений во все сферы

общественной жизни, в том числе и в образовании.

Слайд 17

Таким образом, использование информационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, это - необходимость. Новые информационные технологии дают мне огромную возможность проводить не только уроки, но и внеклассную работу: беседы, праздники, внеклассные мероприятия, родительские собрания, совершать виртуальные экскурсии в разные уголки нашей огромной планеты, познавая окружающий мир. Конечно, не всё получается на уроке сразу, но мы вместе с учениками стараемся решать поставленные задачи, потому что кроме учителя на уроке никто не поможет и не направит.

И напоследок, я сравниваю Информационные технологии с бездонным океаном, в который чем глубже спускаешься, тем больше узнаешь и постигаешь нового.

Спасибо за внимание!

Хакимова Гульчачак Науфаловна

учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы с. Шингак-Куль, с. Шингак-Куль, Республика Башкортостан, Российская Федерация

Аннотация: В статье раскрыта проблема применения информационных технологий в учебном процессе начальной школы. Рассмотрены подходы к определению понятия «Информационные технологии», в результате анализа различных определений, дана авторская трактовка данной категории. Выявлены причины необходимости внедрения современных информационных технологий в процесс обучения учащихся именно младшего школьного возраста, а также раскрыты преимущества применения современных технологий, как для учителей, так и для учащихся.

Ключевые слова: информационные технологии, начальная школа, образование, учебный процесс, информация

Application of information technology in primary school

Khakimova Gulchachak Naufalovna

primary school teacher Municipal budget educational institution Average comprehensive school s. Shingak-Kul, Republic of Bashkortostan, Russian Federation

Abstract: The article deals with the problem of the use of information technologies in educational process of primary school. Considers approaches to the definition of "Information Technology", in the analysis of the various definitions given to the author"s interpretation of this category. Identified the causes the need to implement modern information technologies in the learning process of students is of primary school age, and also revealed the benefits of modern technology, both for teachers and for students.

Keywords: information technology, primary school, education, educational process, information

В настоящее время происходит переход на инновационно-ориентированную модель развития страны, которая характеризуется масштабными социально-экономическими преобразованиями во всех сферах общества, в том числе происходит пересмотр требований к образованию: меняются педагогические методы и приемы, стиль работы преподавателей, происходят структурные изменения в педагогической системе. В связи с этим, на сегодняшний день, актуальной проблемой является внедрение информационных технологий в образовательный процесс, в том числе и в начальной школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, информационные технологии характеризуются как базовая педагогическая технология, которая должна пронизывать весь образовательный процесс.

В образовательной сфере понятие «Информационная технология» наиболее часто стало использоваться в конце 80-х годов XX века, с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу. Вопросами внедрения и использования информационных технологий в процесс обучения занимались и занимаются многие исследователи. Еще более двадцати лет назад Б. Г. Ананьев указывал на перспективы применения различных технических средств в образовании: «На основе объединения технических и педагогических наук, инженерной и педагогической психологии строится новая техническая или индустриальная педагогика… Педагогическая техника и технология становится крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук» .

Проблеме целесообразности применения информационных технологий в образовании посвящены работы М. П. Лапчика, А. В. Могилева, И. В. Марусевой, И. В. Роберт и т. д. Психолого-педагогические аспекты в применении компьютерной техники в процессе обучения рассматриваются в работах Б. Ф. Ломова, Е. И. Машбица, Л. Н. Бабанина и др. Как показали результаты анализа педагогической литературы, существует множество определений понятия информационные технологии (табл. 1).

Таблица 1. Подходы к определению понятия «Информационные технологии»

Исследователь

Определение

В. М. Глушков

Информационная технология - это процесс, связанный с переработкой информации.

С. А. Смирнов

Информационная технология – это совокупность и последовательность методов и процессов обработки и хранения данных (информации).

В. А. Извозчиков

Информационная технология – это технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики.

М. И. Жалдак

Информационные технологии – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Н. В. Макарова

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Таким образом, суммируя различные подходы исследователей, понятие «информационные технологии» можно определить как совокупность различных технологических средств, используемых для обработки, передачи и хранении информации.

Существуют различные классификации информационных технологий. На рисунке 1 показана классификация информационных технологий, широко используемая в образовательной сфере, которая состоит из 6 видов информационных технологий .

Итак, рассмотрев классификацию информационных технологий, выявим причины, по которым использование данными технологиями должно осуществляться в начальной школе. Внедрение информационных технологий в процесс образования должен начинаться в младших классах, так как начальная школа – это фундамент образования, от которого зависит дальнейшая успешность ученика. Целесообразность применения информационных технологий в начальных классах можно объяснить по нескольким причинам .

Во-первых, возраст учащегося начальной школы является переломным этапом в развитии ребенка, связанный с началом обучения в школе, сменой основного вида деятельности с игровой на учебную и т. д.

Во-вторых, идет формирование набора жизненных приоритетов, происходящее в процессе восприятия сложных социальных взаимосвязей и механизмов и поиска своего места в системе социальных ролей и институтов.

В-третьих, это период интенсивного развития мышления, речи, памяти, воображения, восприятия, самосознания и др.

Рассмотрев основные причины внедрения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы, следует отметить преимущества от ее реализации, как для учителя, так и для ученика :

− разнообразное преподнесение необходимой информации ученикам;

− обеспечение наглядности материала;

− индивидуализация обучения;

− дифференциация образовательного процесса с учетом индивидуальных качеств и особенностей детей;

− гибкость в управлении учебным процессом;

− рост объема выполненных упражнений и заданий на уроке;

− расширение информационных потоков и ресурсов;

− повышение мотивации и познавательной активности детей за счет разнообразия форм работы;

− расширение возможности самостоятельной деятельности;

− формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся и т. д.

Таким образом, рассмотрев преимущества внедрения и применения информационных технологий на уроках в начальной школе, можно сделать вывод о том, что использование современных технологий повышает качество образования в целом, так как позволяет проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

Итак, проанализировав существующие определения категории «Информационные технологии», можно сделать вывод, что данное понятие имеет сложный и многогранный характер. Дав авторскую трактовку информационным технологиям, выявив основные причины их внедрения в образовательный процесс начальной школы, определив преимущества и эффекты от их использования, можно сделать вывод о том, что важность и целесообразность применения новых технологий в учебном процессе не вызывает никаких сомнений, так как использование информационных технологий позволяет мотивировать учащихся в получении новых знаний, повышает скорость усвоения новой информации, улучшает качество обучения и усиливает активность учащихся.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Применение информационно- коммуникативных технологий в работе учителя начальных

классов является необходимостью. В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия,

как «информационные технологии», «коммуникационные технологии», «новые

информационные технологии обучения», «цифровые образовательные ресурсы»,

«интерактивная доска» «мультимедийные презентации» и др. Владение информационными

технологиями в современном мире стоит в один ряд с такими качествами, как умение читать и

писать. Человек, который владеет технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль

мышления, может иначе подойти к оценке возникшей проблемы, к организации своей

деятельности. Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность

детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать

полученную информацию для дальнейшего самообразования. Информационные технологии в

современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет мне развивать умение учащихся

рационально использовать Интернет, ориентироваться в информационных потоках

окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать

умения, позволяющиеобмениваться информацией с помощью современных технических

ИКТ можно использовать в следующих направлениях:

1. Ведение рабочей документации в электронном формате.

Данное направление включает в себя: составление календарно- тематического

планирования по предметам, методических копилок, разработки классных часов, подготовка

карточек для индивидуальной работы и мониторинга уровня достижений учащихся. В нашей

школедостаточно активно идёт работа по созданию портфолио учителя и портфолио ученика.

В школе ведётсяэлектронный журнал, что позволяет своевременно доводить информацию до

родителей, отвечать на их вопросы, размещать новости, план мероприятий в школе и классе и

их результаты, фоторепортажи, расписание уроков

2. Использование на уроках и при выполнении домашнего задания мультимедийных

3. Создание мультимедийных презентаций.

Ученики 1- 4 классов имеют наглядно- образное мышление, поэтому очень важно строить

их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, В

методической копилке мною собран большой объём мультимедийных материалов по

изучаемым предметам. На своих уроках я использую презентации, найденные в Интернете, а

также созданные самой. Использование на уроках фильмов позволяет повысить внимание,

создает положительный эмоциональный фон. Их основой является анимация, которая

позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов

учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д. При проведении

мониторингов применяю тестирование. Данный вид контроля позволяет объективно сравнить

достижения учащихся, с последующей статистической обработкой результатов. В процессе

подготовки к урокам учу детей находить нужную информацию. Например, к докладу, либо

реферату по окружающему миру ребята ищут материал в различных энциклопедиях: «Детская

энциклопедия Кирилла и Мефодия» «Энциклопедия животных», «Природа России», учатся

работать с толковыми и орфографическими словарями, с помощью родителей ищут материал

на других сайтах. Найденный материал содержит не только текстовую информацию, но и

фотографии, видео, анимацию, карты, схемы, викторины. На наших уроках, кроме сведений из

статей учебника, открывается новое, неизвестное, добытое из электронных источников и

Интернета. Ребята представляют и защищают свои проекты по разным темам.

Использования презентаций на уроках в начальных классах.

А. На уроках математики с помощью слайдов, осуществляется работа над задачами,

проводится устный счет, разгадываются математические кроссворды.

наглядность. Начиная с первого класса, ребята учатся понимать задачу, поэтому к уроку

большое количество времени. Сейчас же эта проблема решена с помощью презентаций.

Б. На уроках русского языка я стараюсь заинтересовать ребят, используя разнообразные

дидактические приёмы, грамматические сказки, интересные рисунки, шарады и ребусы. Ведь

не секрет, что для многих учащихся уроки русского языка неинтересны, скучны. Психологами

доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительными

использовать при работе над сочинением: составление плана, вопросов, нахождение трудных

слов. А если идёт работа по картине, то можно представить и саму картину.

В. Мои уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций,

видеороликов, фильмов. Картины окружающей нас природы, животного мира, моря, океаны,

природные зоны, круговорот воды, цепи питания –всё можно отразить на слайдах.

Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный

и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и

помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний

также есть достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады –всё делает урок

увлекательным, а значит, запоминающимся.

Г. Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты

писателей и поэтов, художников и композиторов, знакомство и сих биографией и творчеством,

составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё становится

интересным.

Д. На уроках технологии и изобразительного искусства презентации используются также

успешно: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения

рисунка, образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности и т.д.

4. Исследовательская работа учащихся.

Выполнение исследовательских проектов нацелено на развитие познавательной

деятельности учащихся и их самостоятельной работы по поиску, сбору, обработке и анализу

информации. Защита проекта учащегося проходит в форме презентации.

Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, на уроке экономится до 30%

учебного времени, нежели при работе у классной доски. Педагог не должен думать о том, что

ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ивсе

написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым

реагировать на изменяющуюся ситуацию.

5. Использование Интернет- ресурсов.

Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно

пополняется. В последнее время в Интернете появились многочисленные образовательные

сайты и порталы, форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества

учителей и учеников, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать способом

самообразования и саморазвития. Дети становятся ищущими, жаждущими знаний,

неутомимыми, творческими.

6. Дистанционное обучение учащихся, интернет- олимпиады, интернет- марафоны.

Многие учащиеся моего класса принимают активное участие в интернет- марафонах,

интернет-олимпиадах. Мы, педагоги, имеем возможность участвовать в работе интернет-

форумов, интерне- педсоветах и др.

« Использование ИКТ в начальной школе»

учитель начальных классов

ДОШ I - III ступеней № 144

Рябцев Александр Сергеевич

Донецк, 2011-2016

1.Вступление …………………………………………………... 3-4 стр.

2.Основная часть ……………………………………………. 5-13 стр.

3.Заключение ………………………………………………... 14-15 стр.

4.Список литературы …………………………………………. 16 стр.

Вступление

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Основная часть

Когда компьютеры стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Применение новых и новейших информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых понятий.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

    игровая деятельность;

    создание положительных эмоциональных ситуаций;

    работа в парах;

    проблемное обучение.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.

В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

Развитие коммуникативных способностей;

Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

Повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

Обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

Углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.

Я более пяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.

На уроках русского языка использую тренажёр ПО «Русский язык» , где дети на компьютерах выполняют практические задания разных видов. При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука» . Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Иногда использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку» , способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности.

При разработке тематического планирования по обучению грамоте я включаю в планирование соответствующие электронные темы и разделы. При разработке плана урока продумываю те этапы урока, на которых целесообразно применение «Азбуки» для фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

На уроках математики использую тренажёр ПО «Математика» . Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.

Но не только электронные приложенния с готовым для работы материалом я использую в работе. На всех учебных предметах я использую тестовые задания. Первоначально я использовал тесты только в печатном виде, которые разрабатывал сам, набирал на компьютере и распечатывал для каждого ученика. За годы использования ИКТ я разработал разные виды тестов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 класс. Теперь я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме.

Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму.

На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка», «Красота в музыке и живописи». Обязательно использую краеведческий материал с видеофильмами и фотозарисовками.

Часто использую на уроках фотографии, которые снимаю на цифровой фотоаппарат. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Несколько лет назад я освоила компьютерную программу Microsoft Power Point. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность.

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.)

Благодаря этой программе и я, и дети составляем презентации по самым разнообразным темам и предметам. Для их создания используем фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию. Вот некоторые темы последних презентаций по разным учебным предметам «Лекарственные растения», «Подводный мир», «Мастера русского пейзажа», «Жостовские подносы», «А.С.Пушкин».

Я нахожу нужную информацию, затем переработав её, загружаю в группу дистанционного обучения и предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу.

Неоценимую помощь в работе оказывает сеть Интернет, к которой уже почти 5 лет подключена наша школа. Другой способ получения информации - непосредственно из Интернета прямо на уроке. Я сам заранее нахожу в Интернете нужный материал, а на уроке открываю его. Работа происходит в форме диалога по изученному материалу.

Учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций или разработке и выполнении разных видов проектов.

Я думаю, что именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в формировании операционного стиля мышления, который рассматривается здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности. Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволило мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Я использую информационные технологии на всех этапах урока.

1. При объяснении нового материала.

2. Закреплении.

3. Повторении.

4. Контроле.

5. При проведении олимпиад.

6. Внеклассных занятий и др.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам я детям предлагаю творческие задания, которые могут выражаться:

    в составлении кроссворда, ребуса по теме,

    в изготовлении учебного пособия;

    в подготовке различных творческих сообщений;

    в изготовлении презентаций и др.

Компьютер, как правило, я использую в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того он применяется при организации обучающих игр, а также для организации индивидуального обучения и компьютерного практикума Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках. В частности на уроках окружающего мира, математики, русского языка. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, понятие, термин и многих других.

Особое место в моей работе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.

ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Я включаю в процесс обучения ещё и аудио, и видео средства, для реализации не только принципа наглядности, но и значительному повышению интереса к учёбе.

Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если я не буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает моих детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

На уроках русского языка аудио средства я использую при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Заключение

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,

Повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

Развитие наглядно-образного, информационного мышления,

Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

Повышению уровня комфортности обучения.

Все этопозволяет говорить о повышении качества работы учителя

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций.

Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Я уверен, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной школы, соответствует требованиям грядущего века.

Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже.

В заключении хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.

Литература

    Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.

    Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г

    Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г

    Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

    Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.

    Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г

    Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г

    Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г

    Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г

    Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.

    1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

    2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.

    3. Программы четырёх летней начальной школы. //Москва, Академкнига / Учебник. – 2005. – С. 163 – 180.

    4. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.

    5. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

    6. Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.

    7. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.

    8. Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». //Информатика и образование. – 2007. - №10. – С.3 – 13.

    9. Карпова С. В. Урок математики в 1-ом классе с использованием информационных технологий. //Практика административной работы в школе. – 2005. - №2. – С. 50 – 53.



2024 wisemotors.ru. Как это работает. Железо. Майнинг. Криптовалюта.