Главным на генуэзской конференции был. Генуэзская конференция

Генуэзская конференция - международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, первая широкая дипломатическая встреча Советской России со странами западного мира. Проходила в Генуе (Италия) 10 апреля - 19 мая 1922 при участии представителей 29 государств (в т. ч. РСФСР, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии). Работой делегации РСФСР руководил В. И. Ленин, назначенный её председателем; зам. пред. был Г. В. Чичерин, к-рый в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя. Делегация РСФСР (в её состав входили также, Л. Б. Красин, М. М. Литвинов, В. В. Боровский, Я. Э. Рудзутак, А. А. Иоффе, X. Г. Раковский, Н. И. Нариманов, Б. Мдивани, А. Бекзадян, А. Г. Шляпников) представляла на Г. к. не только Российскую федерацию, но и все др. сов. республики (Азербайджанскую, Армянскую, Белорусскую, Бухарскую, Грузинскую, Украинскую, Хорезмскую), а также интересы Дальневост. республики. США, отказавшиеся участвовать в работе Г. к., были представлены на ней наблюдателем - амер. послом в Италии Р. Чайлдом. Из делегатов западных государств наиболее активную роль на Г. к. играли Д. Ллойд Джордж, Дж. Н. Керзон (Великобритания), К. Вирт, В. Ратенау (Германия), Л. Факта (Италия), Ж. Барту, К. Баррер (Франция). Решение о созыве Г. к.- изыскание мер "к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы". Однако гл. вопросом был по существу вопрос об отношениях между Советским государством и западным миром после провала попыток свержения Сов. власти путём воен. интервенции. Западные страны, в первую очередь Великобритания, в поисках преодоления послевоен. экономич. трудностей пытались вернуть на мировой рынок Сов. Россию (чтобы, пользуясь её врем. экономич. слабостью, широко эксплуатировать её ресурсы), а также Германию и её бывших союзников в 1-й мировой войне. Советское правительство, заинтересованное в нормализации экономич. и политич. отношений с западными странами, согласилось принять участие в работе Г. к. (8 янв. 1922).

На конференции, однако, ведущую роль играли представители тех западных гос-в, к-рые вместо делового обсуждения реальных путей установления экономич. связей с Сов. гос-вом. пытались с помощью дипломатич. нажима добиться от Сов. пр-ва экономич. и политич. уступок, ведущих к установлению в России иного политического и экономического строя; они рассчитывали заставить Советское государство признать все долги царского и Временного правительствв, вернуть иностранным капиталистам национализированные Советской властью предприятия или возместить стоимость этих предприятий, ликвидировать монополию внешней торговли и т. д. Сов. делегация по указанию Ленина отвергла эти требования и в свою очередь выдвинула контрпретензии о возмещении Советскому государству убытков, причинённых военной интервенцией и блокадой (если довоен. и воен. долги России были равны 18,5 млрд. золотых руб., то убытки Сов. гос-ва в результате воен. интервенции и блокады составляли 39 млрд. золотых руб.). Вместе с тем, желая найти почву для соглашения и восстановления экономич. связей с западными гос-вами, сов. делегация на Г. к. 20 апр. 1922 заявила, что Сов. пр-во готово признать довоен. долги и преим. право за быв. собственниками получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи и аннулировании военных долгов и процентов по ним.

На первом пленарном заседании Генуэзской конференции (10 апреля) советская делегация поставила вопрос о всеобщем сокращении вооружений. Однако как вопрос о сокращении вооружений, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий не были разрешены на конференции. В ходе Генуэзской конференции советской дипломатии, использовавшей противоречия в империалистическом лагере (лагере западных держав), удалось прорвать единый фронт государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции Советского государства, и заключить с ГерманиейРаппальский договор 1922 года.

Книга посвящена одному из важных событий исторического периода времени между двумя мировыми войнами – международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Генуэзская конференция была попыткой бывших союзников России поставить советское государство под свой контроль, добиться ее возвращения в лоно так называемого «цивилизованного мира» на правах колонии. Благодаря твердой позиции советской делегации эти попытки провалились. После Генуи наше государство взяло курс на построение социализма в отдельно взятой стране, выстраивая отношения с Западом на принципах мирного сосуществования и одновременно готовясь к новой мировой войне, которая была неизбежна. Панорама экономических и политических событий, описываемых в книге, выходит далеко за рамки Генуэзской конференции. Автор полагает, что многие события всемирной и отечественной истории между двумя мировыми войнами – отличный урок для современной России. В том числе Генуя может и должна стать образцом для сегодняшней российской дипломатии. Мы сможем успешно противостоять нынешнему экономическому и политическому давлению Запада на Российскую Федерацию, если учтем опыт социалистической индустриализации в условиях тогдашней блокады Запада.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории (В. Ю. Катасонов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Часть 4. Генуя: Россия против Антанты

Ход Конференции (общий обзор)

Конференция в Генуе проходила в период с 10 апреля по 20 мая 1922 года при участии представителей 34 стран (29 государств и 5 британских доминионов). Среди западных делегаций тон задавали делегации Великобритании (глава – премьер Ллойд Джордж), Франции (глава – министр юстиции и одновременно министр по делам Лотарингии и Эльзаса Луи Барту), Италии (как принимающей страны).


Советская делегация на конференции в Генуе


Председателем делегации РСФСР был назначен Председатель Совнаркома РСФСР Владимир Ленин; однако по причинам здоровья и безопасности он в Геную не приехал. Заместителем председателя делегации был определен Нарком иностранных дел Георгий Чичерин. Он имел все те же полномочия, что и председатель. В состав делегации России также входили Леонид Красин, Максим Литвинов, Вацлав Воровский, Ян Рудзутак, Адольф Иоффе, Христиан Раковский, Нариман Нариманов, Александр Шляпников, Борис Штейн и другие.

Интерес к ней во всем мире был огромный. Гостиницы и частные дома старинного итальянского города заполнили прибывшие из разных стран журналисты, банковские деятели, представители промышленных монополий и торговых фирм, всякого рода агенты, посредники, разведчики, русские белые эмигранты. Итальянское правительство увеличило генуэзский гарнизон, усилило полицию, прислав в Геную дополнительно 500 тайных агентов.

Первый день работы Конференции проходил в режиме пленарного заседания. Выступили главы (или заместители глав) делегаций с установочными речами. Первым на Конференции выступил ее председатель – итальянский премьер-министр Факта . В своей декларации он требовал, чтобы все участники Конференции полностью присоединились к каннским резолюциям Верховного совета Антанты. После председателя Конференции выступал глава английской делегации премьер-министр Ллойд Джордж . От имени Франции говорил Луи Барту . Примечательно, что француз предостерег участников от того, чтобы обсуждать на Конференции существующие договоры. Вероятно, он боялся, что на Конференции может начаться перекройка Версальского мирного договора (прежде всего, пересмотр репарационных платежей в сторону ослабления финансового бремени Германии).

В центре внимания первого пленарного заседания было выступление представителя Советской России (он выступал седьмым). В декларации, которую огласил Г. В. Чичерин , содержалась развернутая конкретная программа установления прочного, длительного мира между всеми государствами и укрепления международной безопасности. Советское правительство признавало необходимым экономическое сотрудничество с капиталистическими странами «на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания». Наверное, впервые на столь высоком уровне прозвучал сформулированный советским государством принцип мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими устройствами. Чичерин указывал, что экономическое восстановление России, самой крупной из европейских стран, располагающей богатейшими природными ресурсами, «является непременным условием всеобщего экономического восстановления» и что Советская Россия со своей стороны создала все необходимые юридические гарантии для успешного делового сотрудничества с буржуазными странами. Чичерин также заявил, что Советская Россия признает, в принципе, Каннские условия, но сохраняет за собой право вносить в них свои коррективы.


Жан-Луи Барту (фр. Jean Louis Barthou). (25.08. 1862 – 9.10. 1934) Французский политик и государственный деятель периода Третьей республики. Впервые был избран во французский парламент в 1889 году. С 1894 года Барту занимает различные министерские посты. С 22 марта по 9 декабря 1913 года премьер-министр Франции. В 1923–1926 годах был председателем Репарационной комиссии.

Несмотря на консервативные взгляды, в условиях нарастания угрозы гитлеровской агрессии выступил активным сторонником совместной с Советским Союзом политики коллективной безопасности вместе с наркомом внешних дел СССР Максимом Литвиновым, который так вспоминал о Барту: «Его публичные выступления отличались прямотой, серьезностью и убедительностью. Он не прибегал к дипломатическим фразам в ущерб смыслу и ясности своих выступлений… Благодаря его уму, остроумию и всестороннему образованию беседы с ним доставляли всегда истинно эстетическое наслаждение». Барту был ключевой фигурой в разработке Франко-советского договора о взаимопомощи.

9 февраля 1934 года вступил в должность министра иностранных дел, но был убит в Марселе 9 октября 1934 года вместе с югославским королем Александром I.


Было подчеркнуто, что экономические вопросы неотделимы от политических проблем, поэтому «всякие усилия, направленные к восстановлению мирового хозяйства, будут тщетны до тех пор, пока над Европой и над миром будет висеть угроза новых войн…». Г. В. Чичерин сообщил, что Советское правительство намерено предложить программу установления всеобщего мира – сокращение вооружений и вооруженных сил, а также полное запрещение наиболее варварских форм ведения войны. Советская декларация упоминала и о необходимости пересмотра устава Лиги Наций «с целью превращения ее в настоящий союз народов, без господства одних над другими». В связи с предложениями о кабальных для Советской России соглашениях, выдвинутыми Францией и другими западными державами, Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация решительно отклоняет всякую возможность неравноправных сделок. Выступление Чичерина вызвало неприятие со стороны французской делегации, которая протестовала против предложений о всеобщем разоружении. Впрочем, критические выпады Барту в адрес Чичерина по поводу предложений последнего о разоружении не были поддержаны другими делегациями, поскольку тогда в Европе доминировали идеи пацифизма. В то же время многие западные участники Конференции были разочарованы выступлением Чичерина по другой причине: они не услышали готовности России оплачивать довоенные и военные долги. Американский наблюдатель Чайлд, при всей своей ненависти к Советской Республике, вынужден был признать в своем донесении государственному департаменту, что при открытии сессии Генуэзской конференции самым ярким, самым сильным выступлением была речь Чичерина. «В этой речи, – сообщал он, – очень сильно прозвучало заявление о том, что Советская Россия предлагает мир и требует разоружения».

Основная часть работы Конференции проходила в четырех комиссиях: политической, экономической, финансовой и транспортной. В первой из них рассматривался так называемый «русский вопрос», для чего была образована специальная подкомиссия.

Уже на второй день работы Конференции (11 апреля) советской делегации вручили меморандум, разработанный экспертами в Лондоне (Лондонский меморандум ). Он требовал, чтобы Советское правительство взяло на себя все финансовые обязательства царского и Временного правительств и вообще всех «бывших доныне» властей, признало свою материальную ответственность за все убытки, понесенные иностранцами от действий Советского правительства и его предшественников, и возвратило им национализированные предприятия. В Меморандуме содержались и другие домогательства: отмена монополии внешней торговли, т. е. ликвидация барьера, который ограждал Советскую Россию от экономической экспансии иностранного капитала; установление для иностранцев исключительного режима, подобного капитуляционному; контроль держав Антанты над советскими финансами. Советская делегация потребовала приостановки работы Конференции на два дня для того, чтобы ознакомиться с Лондонским меморандумом (хотя он уже был подготовлен за 12 дней до начала Конференции).

Во время этой паузы Ллойд Джордж, пытаясь склонить советскую делегацию к уступкам, пригласил 14 апреля Г. В. Чичерина, Л. Б. Красина и М. М. Литвинова в свою резиденцию на виллу Альбертис для неофициальных бесед. Здесь Ллойд Джордж, а также Барту и представители Бельгии и Италии потребовали безоговорочного принятия всех условий Лондонского меморандума. Советские дипломаты в категорической форме отклонили те пункты Меморандума, которые нарушали суверенитет Советской России, и со своей стороны выдвинули контрпретензии к странам Антанты за ущерб, нанесенный интервенцией и блокадой. Через несколько дней советская делегация представила Меморандум от 20 апреля , в котором она дала развернутый обзор своей позиции по широкому кругу вопросов. По сути, это был ответ на Лондонский меморандум экспертов.

Политику прямого нажима на Советское правительство с целью принудить его к сдаче командных экономических позиций иностранному капиталу поддерживали Соединенные Штаты Америки. Активность неофициальных представителей американского правительства и крупнейших монополий в Генуе была велика. Присутствовавший на Генуэзской конференции в качестве наблюдателя посол Соединенных Штатов в Италии Чайлд отмечал в своем дневнике, что делегаты Конференции, не исключая представителей великих европейских держав, постоянно поддерживали с ним тесный контакт.

После неудачной попытки Запада навязать России условия Лондонского меморандума был подготовлен (втайне от российской делегации) и представлен Г. Чичерину Меморандум 2 мая . Примечательно, что Меморандуму 2 мая предшествовало два проекта документа – английский и французский. Первый – более компромиссный, второй – более жесткий и ультимативный по отношению к Советскому государству. С большим трудом удалось согласовать единый вариант, но примечательно, что в конце концов французская делегация его не подписала. Так что фактически этот Меморандум был английским. Ввиду отказа Франции подписать Меморандум заговорили даже о распаде Антанты. Стали даже поговаривать, что Франция может досрочно покинуть Конференцию, а Великобритания может пойти на сепаратные договоренности с Россией. Американскому послу Чайлду пришлось принять участие в примирении англичан и французов на Конференции. Это ему удалось сделать, но с большим трудом.

После изучения Меморандума 2 мая советская делегация, в свою очередь, представила на Конференции Меморандум 11 мая . Все эти обмены меморандумами показали, что Россия, с одной стороны, а Запад, с другой стороны, остались почти на исходных позициях. Компромиссных решений найдено не было.

Подробнее ключевые вопросы Генуэзской конференции рассмотрим ниже.

Советская Россия: главное – восстановление экономики, а не оплата долгов мировым банкирам

Советская делегация постоянно стремилась перевести обсуждения на Конференции в конструктивное русло. Поскольку делегаты большинства стран предпочитали говорить о долгах Советской России и пытались заставить ее не только признать долги, но и начать их выплачивать. Это был откровенно мародерский подход, который нашел свое отражение в Лондонском меморандуме экспертов, представленном на Конференции в самом начале ее работы. Это был точно такой же мародерский подход, который страны-победительницы продемонстрировали на Парижской мирной конференции, где принимались решения по обложению Германии репарациями. Германия, отягощенная непосильной данью, переживала самую настоящую социально-экономическую катастрофу. Еще на Парижской мирной конференции английский экономист Джон Кейнс говорил, что назначенные Германии Версальским мирным договором репарации, по крайней мере, в четыре раза превышают ее реальные возможности. Он полагал, что такие репарации Германию уничтожат или же приведут к социально-политическому взрыву в центре Европы. К сожалению, этой простой и понятной логикой делегаты западных стран почему-то не руководствовались. Особенно делегаты Франции, которая была главным «бенефициаром» германских репараций и главным держателем внешнего долга России.


Члены советской делегации на Генуэзской конференции


В своем Меморандуме от 20 апреля советская делегация констатировала, что интересы банкиров-кредиторов оказались выше интересов государств и трудящихся и что алчность мировых ростовщиков ведет к банкротствам, нищете и социальным протестам: «В результате войны хозяйство во всех странах Европы пребывает в состоянии глубокого упадка, и все находящиеся к руках имущих слоев населения ценные бумаги довоенного и военного времени (акции, свидетельства государственных займов и т. д.) ни в какой мере не соответствуют размерам реального национального дохода, и в то же время государственные обязательства не соответствуют размерам бюджетов. Отсюда усиливается все более и более ясно сознаваемая необходимость поставить все ценные бумаги и обязательства в соответствие с размерами производства и национальным доходом. Эта необходимость находит свое выражение как в постепенном приближении к государственному банкротству ряда стран, вынужденных отказываться от уплаты военных долгов, так и в ряде банкротств отдельных банков, частных фирм и в непрерывном падении стоимости всяких акций и ценных бумаг. И в то время как правительства отказываются от платежей или же фактически их не платят, частные предприятия и банки объявляют себя банкротами, а массы трудового населения расплачиваются за потрясения, вызванные войной, огромным понижением уровня своего существования – во всем мире оказывается незатронутой бедствиями войны, согласно меморандуму экспертов, лишь одна категория лиц – кредиторы России, которые должны получить по всем счетам с процентами, как если бы русская революция застраховала их от всяких рисков и всяких ущербов, которые понесли во всем мире народные массы и капиталистические круги».

Советская делегация гнула свою конструктивную линию, нацеленную на восстановление разрушенной экономики, а не на удовлетворение алчных аппетитов мировых ростовщиков.

Во-первых , вопрос о признании Советской Россией государственных и частных долгов не следует увязывать с вопросом о дальнейшем торгово-экономическом сотрудничестве. Поскольку дальнейшее сотрудничество может и должно осуществляться под гарантии Советского правительства, которые при необходимости оно готово выдавать. Само по себе признание или непризнание долгов, возникших до прихода к власти большевиков, не может повлиять на приток капиталов в Советскую Россию. Такой приток исключительно зависит от гарантий Советского правительства. Советская делегация занимала следующую позицию: надо заключать торговые и кредитные соглашения с Западом, а вопрос о взаимных требованиях прошлых лет следует решать параллельно. Второй вопрос крайне запутанный, он потребует времени, не стоит стремиться на Конференции расставить все точки над «i». Данная позиция советской делегации была четко сформулирована в ее Меморандуме от 11 мая.

Во-вторых , она выступала за отмену политических и иных искусственных барьеров в международной торговле. Торговая и морская блокада, объявленная Верховным советом стран Антанты в декабре 1917 года, – яркий тому пример. В 1920 году эта блокада была снята, но лишь частично. Страны активно пользовались таким инструментом, как антидемпинговые пошлины и даже полные запреты на ввоз товаров при подозрении в использовании демпинга и других «нерыночных» инструментов. Таким «нерыночным» инструментом они рассматривали установленную в Советской России государственную монополию внешней торговли, заявляя, что будут торговать лишь с негосударственными организациями. Так что де-факто блокада сохранялась. Впрочем, и между собой страны Антанты в сфере международной торговли не очень ладили, защищая свои внутренние рынки таможенными пошлинами и рядом нетарифных барьеров. Советская делегация была за снижение таможенных пошлин в европейской торговле и признание Западом государственной монополии внешней торговли. Тем более что формально делегации других стран признавали Каннские принципы, в которых признавалось право государств на определение своего социально-экономического устройства, включая формы собственности предприятий и организаций. Как видим, Советская Россия более девяти десятков лет назад находилась в той же ситуации, в какой сегодня находится Российская Федерация (создание препон для внешней торговли в виде разного рода формальных и неформальных санкций).

Конец ознакомительного фрагмента.

Генуэзская конференция - международная встреча по экономическим и финансовым вопросам в Генуе (Италия) 10 апреля - 20 мая 1922 года при участии представителей 29 государств и 5 британских доминионов.Конференция имела большое значение для правительства РСФСР, которое не имело тогда международного признания.Председателем делегации РСФСР был назначен Владимир Ленин; заместителем - Георгий Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя.В состав делегации России также входили: Леонид Красин, Максим Литвинов, Вацлав Воровский, Ян Рудзутак, Адольф Иоффе, Христиан Раковский, Нариман Нариманов, Александр Шляпников, Борис Штейн и другие.США, отказавшиеся участвовать в работе конференции, были представлены на ней наблюдателем - послом в Италии Р. Чайлдом. Из делегатов западных государств наиболее активную роль играли Дэвид Ллойд Джордж, Джордж Керзон (Великобритания), Карл Вирт, Вальтер Ратенау (Германия), Луиджи Факта (Италия), Луи Барту, Камиль Баррер (Франция).Поводом для созыва Конференции было изыскание мер «к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы».Фактически основным вопросом было стремление европейских стран к аккомодации с коммунистическим режимом в Москве.Специальный комитет экспертов, работавший в Лондоне с 20 по 28 марта 1922, под­готовил проект резолюции, в которой от Советской России требовалось при­знать все долги, финансовые обязательства всех прежних режимов России, принять на себя ответственность за все убытки от действий как Совет­ского, так и предшествующих ему правительств или местных властей.Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии признания Советов де-Юре и предоставления ей кредитов. Российская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении. Вопросы, поднимавшиеся на конференции, разрешены не были; часть из них была перенесена на Гаагскую конференцию 1922В ходе Генуезской конференции советскому правительству удалось заключить Рапалльский договор 1922 с Германией. " Участие большевиков в конференции вызвало негодование в среде русской эмиграции. Проходившее в ноябре 1921 года Заграничное Собрание Русских Церквей (известное в литературе как Первый Всезарубежный Собор Русская Православная Церковь за рубежом) принял в декабре специальное Обращение к конференции, написанное митрополитом Антонием (Храповицким), направленное против советской делегации.Золотой стандарт заменен золотодевизным стандартом. В качестве девизы выступала иностранная валюта любой формы.

Готовясь к конференции, Д. Ллойд Джордж и Р. Пуанкаре на предварительной встрече в Булони (Франция) 25.II договорились, что основным вопросом конференции будет «русский вопрос».

Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, состоялась 10.IV - 19.V; созвана по решению Каннской конференции 1922. В работе Генуэзской конференции приняли участие 29 государств и 5 доминионов Великобритании; США отказались от участия в Генуэзской конференции и были представлены наблюдателем.

Готовясь к конференции, Д. Ллойд Джордж и Р. Пуанкаре на предварительной встрече в Булони (Франция) 25.II договорились, что основным вопросом конференции будет «русский вопрос».

Специальный комитет экспертов, работавший в Лондоне с 20 по 28.III, под­готовил проект резолюции, в которой от Советской России требовалось при­знать все долги, финансовые обязательства всех бывших в России вла­стей, принять на себя ответственность за все убытки от действий как Совет­ского, так и предшествующих ему правительств или местных властей. Согласно этому проекту все займы, заключенные с Россией после 1.VIII 1914, должны были считаться погашенными после уплаты определенной суммы, которая должна была быть установлена, а все национализированные предприятия - возвращены иностранным владельцам. Все эти требования были предъявлены советской делегации на Генуэзской конференции.

Советское правительство противопоставило империалистической программе свою программу действий. Под руководством В.И. Ленина были осуществлены важные организационные мероприятия по подготовке Советского государства к Генуэзской конференции.

Для обеспечения полного дипломатического единства советских республик 22.II 1922 в Москве был подписан протокол о предоставлении Российской Федерации полномочий защищать права советских республик (Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Бухары, Хорезма и ДВР) на Генуэзская конференция, заключать и подписывать от их имени выработанные на конференции акты, отдельные международные договоры и соглашения.

30.III 1922 в Риге на специальной конференции представителей РСФСР, Эстонии, Латвии и Польши, посвященной вопросу о согласованных действиях делегатов указанных государств на Генуэзской конференции, был подписан протокол, в котором делегаты Эстонии, Латвии и Польши выразили мнение о необходимости приз­нания российского Советского правительства де-юре.

Решением Советского правительства была создана специальная комиссия по под­счетам задолженности царского и Временного правительств и исчислению убытков, нанесенных народному хозяйству России за годы антисоветской империалистической интервенции 1917-22. Оказалось, вся задол­женность России составляла 18 496 млн золотых рублей, а убытки, причиненные народному хозяйству России, - 39 млрд. золотых рублей.

Речь, произнесенная на первом заседании Генуэзской конференции Г.В. Чичериным, содержала предложения широкого сотрудничества между капиталистически­ми и социалистическим государствами в экономической, политической, и культурной областях, невмешательства во внутренние дела, признания принципов ненападения, полного равноправия и взаим­ной выгоды, разрешения всех конфликтов мирными средствами, экономического сотрудничества и развития торговых связей. Программа, изложенная представителями Советского государства, отвечала коренным интересам народов всех стран, была направлена на установление всеобщего мира. Советское правительство готово было признать довоенные долги и преимущественное право за большинством собственников получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи и аннулирования военных долгов и процентов по ним.

Огромное значение имело внесенное советской делегацией предложение о всеобщем сокращении вооружений. В выступлениях Г.В. Чичерина заявлялось о готовности Советского правительства поддержать все попытки, направленные к устранению угрозы новых войн. Предложение советской делегации о разоружении вызвало замешательство в империалистическом лагере. Французский представитель Ж.Л. Барту открыто выступил против разоружения. Делегации других держав, опасаясь общественного мнения, воздержались от аналогичных выступлений.

Капиталистические страны отклонили советскую программу мирного сосуществования и экономического сотрудничества.

Две противоположные программы, представленные на Генуэзской конференции делегациями государств двух систем, отражали два принципиально различных внешнеполитических курса. Империалистические круги рассчитывали «мирными» средствами осуществить планы ликвидации Советской власти в России. Советское государство стремилось к созданию условий для длительного мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным социальным строем, благоприятной внешнеполитической обстановки для строительства социализма.

Советской дипломатии, осуществляющей задачу, поставленную перед ней В.И. Лениным, удалось расколоть единый антисоветский фронт, оторвав от него недовольную навязанным ей Версальским мирным договором 1919 Германию. 16.IV 1922 представители Советского правительства подписали с немецкими представителями Рапалльский договор 1922.

Планы империалистических держав, подготовленные ими задолго до нача­ла работы Генуэзской конференции и предусматривавшие подчинение Советской республики в экономическом и политическом отношении, потер­пели провал. Ллойд Джордж предложил передать «русский вопрос» на дальнейшее изучение «комиссии экспертов», которая собралась в Гааге 26.VI 1922.

Гаагская конференция 1922 - международная финансово-экономическая конференция, проходившая 15.VI-19.VII с участием делегаций тех же государств, что и на Генуэзской конференции 1922 (за исключением Германии). В их состав входили главным образом представители деловых кругов и эксперты.

Делегации стран Антанты упорно стремились заставить Советское государство признать долги царского правительства, вернуть национализированные предприятия их бывшим владельцам-иностранцам, признать реституцию национализированной собственности в качестве единственной формы ее реальной компенсации.

Руководствуясь принципом равноправия государств, советская делегация заняла ту же позицию, что и в Генуе. Представителям Антанты было заявлено о готовности рассмотреть их требования при условии предоставления Советской России кредитов для восстановления народного хозяйства, расстроенного антисоветской империалистической интервенцией 1917-22 и блокадой, и снятия вопроса об уплате военных долгов. Советская делегация представила список предприятий, которые могли быть предоставлены бывшим иностранным собственникам на правах концессии или аренды. Что касается частной собственности, то ни о какой реституции не могло быть и речи, однако в каждом конкретном случае советская делегация готова была обсуждать вопрос о той, или иной форме компенсации.

Ни одно государство не желало предоставить Советскому правительству кредит. Непримиримость бывших собственников-иностранцев в вопросе о реституции завела Гаагскую конференцию в тупик.

На последнем заседании 19.VII М.М. Литвинов заявил, что Советское правительство в принципе согласно уплатить довоенные долги и реально компенсировать тех иностранцев, бывших собственников в России, которые не получат удовлетворения в форме концессий, участия в смешанных предприятиях и так далее. Неуступчивость западных представителей в вопросе реституции, их нежелание продолжать Гаагскую конференцию привели к ее закрытию.

Англия, искавшая выход из кризиса, должна была вернуть Россию в качестве покупателя на мировом рынке. Генуэзская конференция давала такую возможность. Английским премьер-министром Ллойд-Джорджем было дано согласие на созыв конференции, куда наряду с Болгарией, Германией, Венгрией и Австрией были приглашены и представители России.

Однако такое решение вызвало в реакционных кругах Франции резкие протесты. Сказывалась и враждебная позиция по отношению к новой, Советской, России, и страх восстановления Германии. Кабинет Бриара вынужден был пасть. Должность премьера получил Пуанкре. Не имея возможности выступать против запланированной конференции открыто (согласие на созыв было уже дано), он решил оттягивать дату, ища возможность окончательного срыва съезда.

В Лондон был направлен меморандум с заявлением о возможности участия Франции только в случае принятия Россией всех условий Каннской резолюции и исключения изменений в договорах с Германией и остальными побежденными странами. Россия должна была признать все прежние долги, установить для въезжающих иностранцев льготы и позволить иностранным капиталистам вести свободную деятельность на своей территории. Собственно, речь шла о вводе в России ("пустыне, созданной Советами") режима капитуляции.

Дипломатический маневр оказался успешным. Реакционными кругами Англии, опасавшимися самостоятельных переговоров между Россией и Францией, было дано согласие. На решение повлияло желание скорейшего урегулирования положения, сложившегося на Ближнем Востоке: греки, поддерживаемые Англией, явно терпели поражение.

Конференция в Булони, состоявшаяся 25.02.1922, окончательно определила: Генуэзская конференция переносится. А пока в Лондоне созывается совещание экспертов с целью обсуждения технических, экономических и политических вопросов. Это было началом создания единого фронта Англии и Франции против Советов.

Но французская дипломатия не хотела останавливаться на уступках Англии. Следующей ее целью было создание антисоветского фронта в прибалтийских странах. И 17 марта между Эстонией, Латвией, Польшей и Финляндией подписывается еще один договор. Суть его состояла в обязательствах не заключать договоры, которые могут быть направлены против одной из подписавшихся стран, и в оповещении союзников о заключении договоров с остальными государствами (вплоть до предоставления текста этих договоров). Разумеется, речь снова шла о России.

Но Франции и этого было мало. Разве могла состояться Генуэзская конференция до того, как к антисоветскому блоку примкнет еще и Малая Антанта?

В Белграде назначается еще одно предварительное совещание, после чего министр Чехословакии Бениш посещает сначала Париж, а следом и Лондон, сообщая о признании предложения Пуанкре, согласно которому конференция в Генуе не обсуждает вопросы репарации и а кроме того, исключает признание Советского правительства. Однако Белград поддерживает желание Ллойд-Джорджа восстановить торговые отношения с Россией, рекомендуя воздержаться от агрессивных выпадов. В результате долгих обсуждений согласие было достигнуто.

Генуэзская конференция окончательно была назначена на 10 апреля и продлилась до 19 мая в присутствии представителей 29 стран: Новой Зеландии, Индии, Австрии, Канады, Эстонии, Японии, Швейцарии, Швеции, Чехословакии, Финляндии, Франции, Королевства словенцев, хорватов и сербов, Румынии, Португалии, Польши, Нидерландов, Люксембурга, Норвегии, Польши, Латвии, Литвы, Италии, Исландии, Испании, Греции, Германии, Дании, Венгрии, Албании, Болгарии, Великобритании, Австрии и РСФСР (работой которой руководил Ленин с заместителем Чичериным). США от участия отказались.

Но конференция в Генуе пошла совсем не так, как ожидалось "по ту сторону" дипломатического фронта. Советская сторона заявила, что признает экономическое сотрудничество, но не изменит принципам коммунизма. Россия приняла к сведению и в принципе признала Каннскую резолюцию, но желает оставить за собой право внесения поправок в обмен на предоставление богатейших концессий иностранным капиталистам, указав вместе с тем на невозможность восстановления хозяйства в условиях повисшей угрозы войны. Внесенное с советской стороны непредвиденное предложение о разоружении вызвало замешательство.

Барту открыто выражал несогласие. Другие представители, вроде бы одобряя саму идею, боялись высказываться открыто. Франция оказалась изолированной.

Долгие споры и довольно шаткое положение заставили германскую делегацию колебаться. Боясь возможности соглашения между Россией и Антантой, Германия решила подписать разорвавший вокруг России кольцо экономической блокады. Антанта отреагировала настолько бурным недовольством, что Германская делегация стала упрашивать Россию вернуть подписанный договор, однако, естественно, получила отказ.

Мало того, со стороны Советов поступило заявление о признании довоенных долгов в обмен на аннулирование долгов военных (и процентов) и оказание России финансовой помощи.

Во время обсуждений советских предложений разворачивается закулисная борьба между враждующими нефтяными монополиями — американской и англо-голландской, результатом которой становится меморандум с требованиями прекращения антикапиталистической пропаганды со стороны России (об антисоветской пропаганде умалчивалось); сохранения нейтралитета в конфликте греко-турецком; признания всех, кроме военных, долгов; возмещения убытков после конфискации.

Бельгия и Франция посчитали условия меморандума недопустимо мягкими и отказались от подписи.

Советская сторона ответила на меморандум лишь спустя несколько дней, заявив, что односторонний отказ от пропаганды ее не устраивает. Кроме того, Россия напомнила о выдвинутом ею предложении пригласить на конференцию представителя Турции, что могло бы повлиять на положение в Азии. Что касалось долгов и реституции, то здесь российская сторона осталась стоять на своем. Мало того, было внесено предложение об учреждении смешанной комиссии, которая позволила бы разрешить спорные вопросы.

Генуэзская конференция 1922 г была близка к срыву из-за непримиримости Антанты. Ллойд-Джордж, опасаясь обвинения в срыве конференции, ухватился за последний пункт советского меморандума и предложил-таки назначить комиссию, которая рассмотрит появившиеся разногласия. Ориентировочным временем сбора двух комиссий (со стороны русских и нерусских) был назначен июнь 1922 года. До этого времени было предложено воздержаться от всех агрессивных выпадов и актов. На принятии этого решения Генуэзская конференция и закончилась.



2024 wisemotors.ru. Как это работает. Железо. Майнинг. Криптовалюта.